http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=081360ce-f680-4a83-8abe-20d0d74ad95a&print=1
© 2024 Российская академия наук
Утром 15 декабря
2024 г. перед Керченским проливом со стороны Чёрного моря из-за сильнейшего шторма
и высоких волн произошло две аварии с танкерами «Волгонефть-212», который сел
на мель и разломился пополам, и «Волгонефть-239», который в результате
полученных в шторм повреждений лег в дрейф, а затем сел на мель в 80 метрах от
берега за западным пирсом порта Тамань Краснодарского края. На двух судах
находилось в общей сложности 9200 тонн мазута.
Сотрудники
Института космических исследований РАН и Института океанологии им. П.П. Ширшова
РАН ведут мониторинг развития ситуации по данным радиолокационного зондирования
с помощью спутниковой информационной системы See the Sea,
разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН.
К 21 часу
местного времени (18 часов GMT) 15 декабря ветер со скоростью 16 м/с задул с
северо-запада в направлении Анапы, чем объясняется перенос мазута и нефтяной
плёнки вдоль всего побережья от порта Тамань до пляжей Анапы. Плотность мазута
(0,89—1 г/см3 при 20 °C) примерно соответствует плотности морской воды на
поверхности Чёрного моря зимой (1,013—1,015 г/см3), поэтому мазут не утонул,
как предполагали многие, а сильным течением и волнением переносился на восток и
юго-восток от места аварии, и уже через сутки достиг берега.
Рис. 1. Фрагмент
радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 19.12.2024 в 15:28
GMT (© ESA). Отмечены зелёным нос и корма судна «Волгонефть-212», жёлтой звёздочкой
— положение судна «Волгонефть-239». Координаты судов предоставлены
Азово-черноморским филиалом Росморпорта. Здесь видно, что в данный момент из
места аварии по-прежнему вытекает мазут, который несёт севернее, в район порта
Тамань
К 18—19 декабря
ветер изменился на юго-западный со скоростью 13 м/с, затем на южный, что
способствовало переносу нефтяного загрязнения на север и северо-восток, что
видно на рисунке 1.
Ветер западных
румбов, который несколько раз менялся с юго-западного на северо-западный и
наоборот, как веером разносил мазутное загрязнение вдоль всего побережья
от порта Тамань до Анапы и даже Утриша, что показано на рисунке 2.
Рис. 2. Фрагмент
радиолокационного изображения RSM3 (RadarSat Constellation Mission — 1),
полученного 19.12.2024 в 16:00 GMT (© Government of Canada), район южнее Анапы.
Области 001 и 002 наиболее загрязнённые. Мазут сюда принесло в самые первые
дни, но данных радиолокационной съёмки за 15—17 декабря нет
Двадцать
второго декабря ветер изменился на юго-восточный, что привело к переносу
нефтяного загрязнения в сторону Крыма и загрязнению береговой зоны Керченского
полуострова. К 7 утра 23 декабря направление ветра сменилось на западное,
именно этим и объясняется вынос мазутного загрязнения от береговой зоны в
сторону моря вдоль всего крымского берега в Керченском проливе, как видно
на рисунке 3.
Рис. 3. Фрагмент
радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 23.12.2024 в 03:49
GMT (© ESA). Зелёными метками отмечены нос и корма судна «Волгонефть-212»
Вечером 23
декабря ветер изменился на восточный, что может привести уже к загрязнению
берега Крыма от Керченского пролива до Феодосийского залива. Именно на этот район
следует обратить особое внимание.
Обработка и
анализ радиолокационных изображений проводились в спутниковой информационной
системе See the Sea, разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН. Время на
спутниковых изображениях указано GMT, местное время — +03:00 GMT. Анализ
провели О.Ю. Лаврова (ИКИ РАН) и А.Г. Костяной (ИО РАН) 24
декабря 2024 года.
Источник: ИКИ РАН.