http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=081360ce-f680-4a83-8abe-20d0d74ad95a&print=1
© 2024 Российская академия наук

Спутниковый мониторинг мазутного разлива в районе Керченского пролива

25.12.2024



 

Утром 15 декабря 2024 г. перед Керченским проливом со стороны Чёрного моря из-за сильнейшего шторма и высоких волн произошло две аварии с танкерами «Волгонефть-212», который сел на мель и разломился пополам, и «Волгонефть-239», который в результате полученных в шторм повреждений лег в дрейф, а затем сел на мель в 80 метрах от берега за западным пирсом порта Тамань Краснодарского края. На двух судах находилось в общей сложности 9200 тонн мазута.

Сотрудники Института космических исследований РАН и Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН ведут мониторинг развития ситуации по данным радиолокационного зондирования с помощью спутниковой информационной системы See the Sea, разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН.

К 21 часу местного времени (18 часов GMT) 15 декабря ветер со скоростью 16 м/с задул с северо-запада в направлении Анапы, чем объясняется перенос мазута и нефтяной плёнки вдоль всего побережья от порта Тамань до пляжей Анапы. Плотность мазута (0,89—1 г/см3 при 20 °C) примерно соответствует плотности морской воды на поверхности Чёрного моря зимой (1,013—1,015 г/см3), поэтому мазут не утонул, как предполагали многие, а сильным течением и волнением переносился на восток и юго-восток от места аварии, и уже через сутки достиг берега.

1-3 (jpg, 452 Kб)

Рис. 1. Фрагмент радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 19.12.2024 в 15:28 GMT (© ESA). Отмечены зелёным нос и корма судна «Волгонефть-212», жёлтой звёздочкой — положение судна «Волгонефть-239». Координаты судов предоставлены Азово-черноморским филиалом Росморпорта. Здесь видно, что в данный момент из места аварии по-прежнему вытекает мазут, который несёт севернее, в район порта Тамань

К 18—19 декабря ветер изменился на юго-западный со скоростью 13 м/с, затем на южный, что способствовало переносу нефтяного загрязнения на север и северо-восток, что видно на рисунке 1.

Ветер западных румбов, который несколько раз менялся с юго-западного на северо-западный и наоборот, как веером разносил мазутное загрязнение вдоль всего побережья от порта Тамань до Анапы и даже Утриша, что показано на рисунке 2.

2-3 (jpg, 410 Kб)

Рис. 2. Фрагмент радиолокационного изображения RSM3 (RadarSat Constellation Mission — 1), полученного 19.12.2024 в 16:00 GMT (© Government of Canada), район южнее Анапы. Области 001 и 002 наиболее загрязнённые. Мазут сюда принесло в самые первые дни, но данных радиолокационной съёмки за 15—17 декабря нет

Двадцать второго декабря ветер изменился на юго-восточный, что привело к переносу нефтяного загрязнения в сторону Крыма и загрязнению береговой зоны Керченского полуострова. К 7 утра 23 декабря направление ветра сменилось на западное, именно этим и объясняется вынос мазутного загрязнения от береговой зоны в сторону моря вдоль всего крымского берега в Керченском проливе, как видно на рисунке 3.

3-3 (jpg, 453 Kб)

Рис. 3. Фрагмент радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 23.12.2024 в 03:49 GMT (© ESA). Зелёными метками отмечены нос и корма судна «Волгонефть-212»

Вечером 23 декабря ветер изменился на восточный, что может привести уже к загрязнению берега Крыма от Керченского пролива до Феодосийского залива. Именно на этот район следует обратить особое внимание.

Обработка и анализ радиолокационных изображений проводились в спутниковой информационной системе See the Sea, разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН. Время на спутниковых изображениях указано GMT, местное время — +03:00 GMT. Анализ провели О.Ю. Лаврова (ИКИ РАН) и А.Г. Костяной (ИО РАН) 24 декабря 2024 года.

 

Источник: ИКИ РАН.