http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=11447972-4736-4c95-873f-1a29b14600c8&print=1© 2024 Российская академия наук
Необходимо осмыслить наследие Петра I в приложении к ситуации сегодняшнего дня и проблемам, вставшим перед российским государством и наукой в последние годы. Такое мнение высказал президент РАН Александр Сергеев в ходе Международного круглого стола «Создатель новой России». Мероприятие прошло в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова 5 июля и было посвящено 350-летию со дня рождения Петра Великого.
«Время, которое мы сейчас с вами переживаем, да и время последних десятилетий, важно осмыслить, проанализировать в сравнении с тем, что было во времена Петра I. Потому что очень много аналогий, и, может быть, действительно, надо посмотреть, подсмотреть что-то из того, что в то время было сделано. Мы говорим, что Петр I превратил Россию из фактически замкнутого Московского царства в серьезную европейскую мировую державу. И понимаем, что те же самые идеи у нас были и в конце 1980-х годов, когда мы хотели каким-то образом реформировать нашу страну, сделать ее более технологически развитой, более открытой».
По мнению главы РАН, в отличие от Петра I, который, действительно, «прорубил окно», то есть увеличил объем коммуникаций и установил взаимодействие с Европой на основе национальных интересов, его последователи, образно говоря, во многом «снесли стену» этого дома и «пригласили мир брать все, что у нас есть».
«Мы с вами прекрасно помним то, что мы начли преобразования так, как нам велела ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития – Ред.), как командовал Международный валютный фонд. И ведь заметьте, Петр I такого никогда не допускал – прежде всего, наши национальные интересы <…>. Сейчас вопрос стоит о строительстве этого нашего нового дома и относительно того, куда повернут его фасад. Он во все стороны света стоит одинаково гостеприимно, или мы теперь больше смотрим на Восток и со стороны Запада у нас глухая стена? Или может быть, у нас фасад должен быть развернут на Север, потому что там Арктика, и мы понимаем, что она очень многое для нас значит? Этот вопрос, мне кажется, очень интересен для обсуждения. Петр I строил так, мы сейчас вынуждены строить по-другому».
Александр Сергеев подчеркнул, что, будучи реформатором, Петр I вместе с тем аккуратно относился к наследию, и привел в пример его внимание к Славяно-греко-латинской академии. Такое отношение к достижениям предшественников, по его мнению, характерно для сильных государств. С точки зрения главы РАН, множество подобных параллелей может стать интересной темой для дискуссии.
«Мы констатируем нашу технологическую отсталость, хотим догнать, достигнуть паритета, вырваться вперед. Какие сейчас образы такого технологического лидерства? Это беспилотные автомобили, высокопроизводительные суперкомпьютеры, высокоскоростные поезда. Да, этого у нас не хватает, мы хотим это обрести. Если взять петровское время, что тогда было самым высокотехнологичным? Безусловно корабль, а что еще? Корабль, который позволял существенным образом продвинуться вперед и в торговле, и в военном деле. Петр I, действительно, мог построить сам корабль, он вник во все эти детали, много учился».
Александр Сергеев отметил, что отдельный интерес представляет опыт привлечения европейских ученых для работы на благо России, чему во многом способствовали идейные и религиозные противоречия той эпохи.
«Протестанты внесли в становление науки в России очень важный вклад. Петр I это прекрасно понимал, хотя он все-таки не был первым, привлечение научной элиты началось еще с Ивана Грозного. Тоже правильно и тоже рекомендация для нас с вами. Мы должны пользоваться различными ситуациями, чтобы поток интеллекта шел к нам в страну, а не из нее. И здесь тоже важно переосмыслить в проекции на сегодняшний день, как Петр I себя вел», – сказал глава РАН.
В заседании Круглого стола приняли участие ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик РАН Виктор Садовничий, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, члены Российской академии наук, руководители академических институтов, государственные и общественные деятели, ведущие отечественные и зарубежные историки.
«Мы все понимаем, что наша наука зародилась во времена Петра I, что по своему смыслу, устройству, по менталитету – это европейская наука. Мы должны это признать. И вопрос в том, как мы дальше будем встраивать отношения с новым научным миром, где есть очень сильные игроки – и на Востоке и на Юго-Востоке. Это вопрос, который, безусловно, сейчас требует обсуждения и осмысления», – сказал в заключение глава РАН.
Фото - МГУ им.М.В. Ломоносова