http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=19114973-aa71-41b9-9383-3ba8bc606979&print=1© 2024 Российская академия наук
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУКПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФСОЮЗА 119334 Москва, ул. Бардина,6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс:(499)1352064, тел. 1353016 E-mail: profras@prof.ras.ru20.02.2019 г. №25
Глубокоуважаемые члены Российской академии наук!
Указ Президента России № 204 от 7 мая 2018 года поставил цель вывода России в пятерку стран-лидеров по приоритетным направлениям научно-технологического развития, для достижения поставленной цели Правительством РФ был разработан национальный проект по науке. Во время реализации проекта предполагается решить такие амбициозные задачи как увеличение числа публикаций российских ученых, индексируемых в ведущих наукометрических базах данных, примерно в 2 раза, числа исследователей – примерно на 40 тысяч человек, изменение возрастной структуры российских ученых и, самое главное, – российская наука действительно должна стать базой для перехода экономики России на рельсы высоких технологий.
Однако предусмотренные этим проектом объем дополнительного бюджетного финансирования (порядка 330 миллиардов рублей за шесть лет) и целевой показатель для величины внутренних затрат на исследования и разработки в 2024 году (около 1850 миллиардов рублей), по мнению Профсоюза работников РАН, не обеспечивают достижения этих, безусловно, необходимых для развития страны целей.
Значение целевой величины внутренних затрат на исследование и разработки в отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) в 2024 году, в лучшем случае, немного превысит 1,3 %, что значительно ниже даже предусмотренной Указом Президента России № 599 от 7 мая 2012 года величины 1,77 % ВВП. В странах, с которыми Россия должна конкурировать (США, ведущие страны Западной Европы, Китай, Япония), внутренние затраты на исследования и разработки превышают – во многих случаях заметно – 2 % ВВП. Успешная конкуренция в таких условиях возможна только в случае, если в России будет реализована в разы большая эффективность использования вкладываемых в науку средств. Это нереально.
Выделяемое в рамках национального проекта по науке дополнительное бюджетное финансирование абсолютно недостаточно и направленно в основном на решение важных, но локальных задач. Таких как реконструкция научного флота, 5 установок класса мегасайенс, несколько национальных исследовательских центров, поддержку научных журналов. Ограниченный эффект – с учетом планируемого объема финансирования – будет иметь и выделение средств на обновление научного приборного парка.
Расходы на обеспечение выполнения государственного задания научными организациями – основной источник финансирования заработной платы научных сотрудников – в ближайшие годы не будут существенно увеличены. Дополнительных средств на государственное задание в рамках нацпроекта наука вообще не предусмотрено. При этом организации обязаны обеспечить среднюю заработную плату научных сотрудников на уровне 200 % от среднерегиональной, которая ежегодно увеличивается. В результате сохраняются и обостряются проблемы, о которых постоянно говорит Профсоюз: разрыв в зарплате научных сотрудников и других категорий работников институтов, региональный дисбаланс и самое главное – отсутствие средств на собственно научную работу и просто содержание институтов. Говорить в такой ситуации о серьезном увеличении числа ученых смешно – их не на что содержать. Образование ограниченного числа «молодежных» лабораторий с отдельным финансированием серьезно положение не изменит.
Велика вероятность, что будет сделана ставка на формальное выполнение национального проекта по некоторым показателям (к примеру, по публикационной активности). Ставка на накрутку публикационных показателей приведет не к улучшению реальной ситуации в российской науке, а к увеличению бюрократического давления на научные организации, к росту числа мусорных публикаций и профанации научной деятельности. Шансов же на решение главной задачи – активного участия российской науки в перестройке экономики России – в этом случае практически нет.
В такой ситуации особенно важна позиция Российской академии наук – наиболее авторитетной научной организации России. Закон о РАН 2013 года прямо предписывает Академии наук представлять в Правительство РФ «рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования», однако РАН до настоящего времени делала это формально – дублируя правительственные планы.
Профсоюз работников РАН неоднократно обращался к руководству РАН с предложением представить рекомендации по финансированию науки, обеспечивающие ее реальное развитие. Однако этого сделано не было.
В этой связи Профсоюз обращается к Вам с призывом поставить вопрос о выработке предложений по финансированию фундаментальной науки на уровне, действительно обеспечивающем серьезное улучшение ситуации в российской науке и достижение поставленных Президентом страны целей, на ближайшем Общем собрании РАН. Считаем, что Вы обязаны высказать свое мнение по этому самому важному для науки России вопросу. Это Ваш гражданский долг, этого ждут от Вас сотрудники институтов, которые они пока еще считают институтами Российской академии наук.
Председатель профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин
Открытое письмо членам РАН >>> (pdf, 93 Kб)
Источник: Профсоюз работников РАН