«Новая искренность» и инфраструктура – ученые обсудили проблемы популяризации науки
26.01.2022
Мнение
о необходимости инфраструктурных решений в сфере популяризации науки высказал в
ходе обсуждения результатов экспертно-аналитического доклада «Научное мышление
и популяризация науки в России» заместитель
президента Российской академии наук член-корреспондент РАН Сергей Люлин. Доклад был подготовлен АНО «Национальные
приоритеты» в партнерстве с РАН в рамках подведения итогов Года науки и
технологий. 26 января его представили в пресс-центре ТАСС представители АНО «Национальные приоритеты» - генеральный
директор София Малявина
и руководитель Дирекции стратегии, аналитики и исследований Юлия Грязнова.
«Вывод
напрашивается о необходимости неких инфраструктурных решений в популяризации. У
нас в стране более 800 естественнонаучных и научно-технических музеев. И вот
вопрос: во всем мире при этом – и это отмечается в вашем докладе, – немножко
другие подходы к популяризации. В том же Китае создаются целые центры – государственная
программа популяризации. Их много сотен уже в Китае, таких центров. Запрос
сейчас у обычного человека – это возможность посмотреть, что такое современная
научная лаборатория. Музей всегда фиксирует определенную временную ситуацию, а у
нас все очень быстро меняется: технологии, целые технологические уклады», - отметил в ходе дискуссии по
докладу Сергей Люлин.
Спутниковая
связь, перспектива беспилотного управления транспортом, новые инновационные
решения в энергетике – все это меняет жизнь конкретного человека, и об этом важно
говорить, считает ученый. По его мнению, популяризация также должна давать
ответ на вопрос общества о целесообразности огромных затрат на
магасайенс-проекты, другие крупные объекты и инфраструктурное решения –
большинству граждан на фоне острых повседневных проблем она неочевидна. «Меня
подвел к этой мысли немецкий коллега в свое время, в 2020 году –
статс-секретарь немецкого министерства науки. Он сказал, что современные
вложения в науку требуют безусловного одобрения обществом, то есть мы должны с
обществом разговаривать».
От лица
научного сообщества должны выступать люди, которые умеют говорить на разных
уровнях понимания, «спускаясь» от своих глубоких познаний в конкретной области
к разговору с обычными людьми на их языке, подчеркнул Сергей Люлин.
«У Академии
как у крупнейшего профессионального сообщества есть такая инициатива – создать
сеть крупных научных центров, популяризационных проектов, основанных на
имеющейся научной инфраструктуре, на тех же академгородках <…>. Вся Стрелка
Васильевского острова связана либо с образованием, либо с наукой, либо с
крупными музеями, которые тоже занимаются научными исследованиями. И вот
организация там научного квартала – это тоже очень важная инициатива», - подчеркнул представитель
руководства РАН.
В ходе
дискуссии Сергей Люлин также поднял вопрос псевдонаучности, которая зачастую сопровождает
подход к принятию самых важных решений, причем это явление характерно для
современного мира в целом. Он напомнил популярный фильм «Не смотрите вверх», который
является иллюстрацией таких рисков. Это касается и самих ученых, которые могут
демонстрировать псевдонаучное мышление в областях знания, не относящихся к их
основной специализации.
«Запрос,
который появляется и все активнее звучит – на некую новую искренность, на
честность. Наука не может, зная, что все не так, говорить вещи неправильные,
неправдивые, иначе она не является наукой. Цель ученых – докопаться до истины,
и в этом, собственно, ценность профессионального сообщества ученых. Которые
могут, несмотря на какие-то политические, может быть, моменты, высказывать
профессиональную позицию по той или иной программе, инициативе. В этой связи в
докладе я увидел необходимость оценки профессиональным научным сообществом
важнейших инициатив по изменению ситуации в экономике, во внедрении инноваций».
Тему
«выборочного» использования научного подхода продолжила вице-президент
Российского химического общества им. Д.И. Менделеева член-корреспондент РАН Юлия
Горбунова. Она отметила, что научное мышление –это, в первую очередь,
способность сомневаться и «докапываться» до всего лично, в том числе в областях
вне сферы свой профессиональной деятельности.
«Когда
это касается твоей области, ты регулярно этим занимаешься, знаешь хорошо
литературу, людей, которые работают в твоей области, много читаешь. А когда это
касается какой-то другой области, тебе, как ученому для того, чтобы сделать
вывод, нужно поднять достаточно большой пласт материала. И здесь иногда,
наверное, играет роль какая-то занятость. Это, действительно, большая работа. Настоящий
ученый на слово, как правило, не верит».
Юлия
Горбунова отметила, что важно помогать коллегам пропагандировать знания: среди ученых
не так много людей, которые могут доступно рассказать о своей работе,
продемонстрировать ее содержание школьнику. При этом доступность изложения не
должна превалировать над корректностью. «У нас нет на сегодняшний день
цельной программы. Да, в университетах она появилась, есть службы, но иногда
это бывает не очень профессионально. А нам важно до общества доносить
информацию очень корректно, потому что зачастую это бывает некорректная
информация».
Среди
важнейших достижений Года науки и технологий в России вице-президент РХО
назвала изменение восприятия роли ученых в обществе и подходов к популяризации
научной карьеры среди молодежи. «Когда ученые становятся «звездами», и когда
ученых показывают не «ботаниками» в очках, в белом халате, сосредоточенными над
своей колбой, а вполне себе интересными людьми, с очень интересной жизнью, это
будет привлекать нашу молодежь, детей к науке, к научному мышлению».
В
обсуждении доклада также приняли участие профессор
РАН и Сколтеха Артем
Оганов, заместитель директора Института эволюционной физиологии
и биохимии им. И.М. Сеченова РАН Кира Ким,
научный журналист и популяризатор науки Алексей Паевский. В ходе дискуссии участниками
было высказано предложили об организации движения «научного волонтерства» – эта
тема была предложена для дальнейшей дискуссии.
Экспертно-аналитический доклад
«Научное мышление и популяризация науки в России» в ближайшее время будет
размещен на сайте АНО
«Национальные приоритеты».
В нем представлены результаты всероссийского опроса об уровне научной
грамотности жителей России. В
подготовке доклада принимали участие 26 экспертов, среди которых академики РАН,
молодые успешные ученые, популяризаторы науки, научные журналисты и коммуникаторы,
чиновники и представители руководства вузов.