Печатный станок на амбразуру: как ученые хотят закрыть бреши в госбюджете
05.08.2016
Информационное агентство «ФедералПресс»
/ Наталья Никитина
4 августа 2016
Печатный станок на амбразуру: как ученые хотят закрыть бреши в госбюджете
Около 3,6 триллионов рублей необеспеченной эмиссии выведут российскую
экономику из кризиса, уверены ученые.
Ученые Финансового университета при
Правительстве РФ и Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
предложили государству свою теорию о том, как вывести экономику страны из
кризиса. Соответствующий документ был направлен в правительство 20 июля. Предложение
не связано с деятельностью уже существующих «спасательных» групп в области
экономики – Столыпинского клуба с его «Стратегией роста» и Алексея Кудрина с
материалами Центра стратегических разработок. Однако во многом сотрудники
Финуниверситета и РАН пошли столыпинской тропой, усилив реперные точки этой
стратегии до почти экстремистского максимума. Основные предложения ученых по
росту ВВП – в материале «ФедералПресс».
Реальный сектор в приоритете
Как и члены Столыпинского клуба, которые
сами себя называют «рыночниками-реалистами», ученые-экономисты видят основу
выхода из кризиса в стимуляции реального сектора экономики. Обеспечить его
развитие предполагается за счет «перенастройки» банковской системы. И одним из
основных (если не основным) инструментом стабилизации макроэкономической
ситуации разработчики видят ЦБ РФ. Использовать этот инструмент по назначению
предполагается способом, кардинально отличным от сегодняшнего. В первую
очередь, предполагается максимально возможное снижение ключевой ставки ЦБ РФ и
кардинальное смягчение денежно-кредитной политики банка-регулятора (как и всей
банковской системы) в целом. Так, с ключевой ставки ученые предлагают снять
роль регулятора валютных рынков – подобная мера, по их мнению, подрывает саму
возможность проведения в стране независимой денежно-кредитной политики.
Еще одна роль Центробанка видится ученым
Фининститута и ИНП РАН в том же свете, что и «столыпинцам» - роль денежного
эмитента. По существу, экономику предлагается фактически «накачать»
необеспеченной эмиссией (3,6 триллиона рублей в год, по расчетам ИНП), направив
львиную долю этих средств на реальный сектор экономики. В условиях низкого
уровня монетизации российской экономики (46% в 2015 году) и немонетарного
характера текущей инфляции, ученые не видят никакого риска в подобных мерах. «В
таком предложении есть доля риска (необходимо контролировать масштабные
заимствования государством на внутреннем рынке с
целью предотвращения выстраивания новой пирамиды
государственного долга, аналогичной сложившейся к 1998 году), но еще больший
риск заключается в «сползании» российской экономики в длительный кризис», -
предостерегают разработчики.
Еще одной кардинальной мерой,
направленной напрямую на стимулирование производственников, является так
называемая «инвестиционная льгота» - компании, которые ведут деятельность в
приоритетных для государства направлениях, предлагается поддерживать с помощью
льготы по налогу на прибыль организаций. Основным условием при ее
предоставлении будет целевое использование сэкономленных средств – на
капитальные вложения в обновление основных фондов компании.
Для малого и среднего бизнеса (МСП) в
сфере приоритетных для государства направлений предлагается ввести
четырехлетние «налоговые каникулы» - независимо от даты регистрации юрлиц.
Общим компасом и качественным ориентиром
успешности всех мер ученые Финуниверситета и РАН видят экономическую
добавленную стоимость. Это также перекликается со «столыпинской» стратегией с
ее акцентом на производительность труда как основного индикатора динамики ВВП.
Валютный безлимит
В области валютной политики государства
в противовес инфляционному таргетированию ЦБ РФ противопоставляется
«управляемое плавание рубля». Сгладить спекулятивные колебания валютного курса
предполагается за счет регулирования курса рубля путем воздействия на рыночные
каналы его спроса и предложения. Диапазон воздействий навскидку широк –вплоть
до ограничений на проведение валютных операций между юрлицами (как резидентами,
так и нерезидентами), а то и полного запрета экономическим субъектам совершать
сделки купли-продажи иностранной валюты в случае, если они непосредственно не
связаны с экспортно-импортными операциями. В свою очередь, за исполнениями
таких контрактов авторы предлагают следить особенно пристально. Экспортеры
(особенно госкомпании), по мнению разработчиков стратегии, должны продавать всю
выручку, полученную в иностранной валюте.
Параллельно государству следует
форсировать проработку механизма рублевых расчетов за российский экспорт. На
начальном этапе расчет рублями планируется сделать обязательным для стран СНГ,
позднее – со странами ЕАЭС и БРИКС. Таким образом предполагается заинтересовать
экспортеров в укреплении рубля как базовой расчетной валюты. При этом в
качестве альтернативы доллару и евро ученые видят азиатские валюты –
сингапурские и гонконгские доллары, а также оффшорный китайский юань.
С сырьем помягче, с оружием – пожестче
Одной из мер, направленных на повышение
покупательской способности населения, и как следствие – спроса, ученые считают
уточнение правил кадастровой оценки земельных участков. При создании новых,
лояльных коэффицентов предполагается учитывать реальные темпы инфляции и
состояние сферы жилищного строительства (хотя в документе не указано, чьи
именно мониторинги и расчеты будут браться за основу).
Мягкая политика, на взгляд сотрудников
Финуниверситета и РАН, должна вестись и в части налогообложения в сфере
нефтегазодобычи. Государству предписывают отказаться от каких-либо изменений
системы налогообложения добычи углеводородов в 2016 году, обосновывая это
крайне нестабильной текущей политико-экономической ситуацией, в которой
компании ежемесячно пересматривают свои инвестиционные и операционные планы.
«Изменение в налогообложении будет сильным дестабилизирующим фактором,
поскольку уровень налоговой нагрузки в нефтяной отрасли в результате
корректировки налогового маневра уже превышает 85% от выручки», - подчеркивают
ученые.
Однако лояльность к нефтегазовому
сектору сочетается в документах с предельной жесткостью к околооборонным сферам
- доходы от экспорта вооружения, которые сейчас получает госкорпорация
«Ростех», предлагается включить в состав доходов федерального бюджета.
Еще одна отрасль, которая показалась
ученым достаточно перспективной в части пополнения доходной части бюджета –
сфера IT. Понятия «цифровая поставка» и «международная цифровая поставка»
предлагается закрепить в российском налоговом законодательстве и обложить
налогом иностранные IT-компании, которые продают свои разработки российским
потребителям.
Бюджетная политика
При формировании федерального бюджета
ученые также делать упор на стимулирование сектора реальной экономики путем
бюджетного инвестирования и привлечения госкомпаний к финансированию
приоритетных государственных инвестпроектов.
Также разработчики предлагают отказаться
от резкого и кратного секвестирования бюджета, призывая оптимизировать его с
учетом долгосрочной перспективы. «Необходимо максимально возможно избегать
сокращения бюджетных инвестиций, расходов на НИОКР и других расходов, не
являющихся публичными обязательствами, но обеспечивающих создание условий для
реструктуризации национальной экономики и экономического роста», - отмечается в
документе.
Пределы государственного заимствования
также предполагается увязать с версткой федерального бюджета, ограничив их
утвержденными годовыми параметрами. К формированию бюджета ученые предлагают
привлечь гражданское сообщество – «представителей профессиональных сообществ и
социальных групп», не уточняя, однако, по каким критериям будут отбираться их
представители.
В сфере межбюджетных трансфертов
предполагается дать регионам больше свободы в части финансирования закрепленных
за ними расходов за счет закрепления госгарантий на оказание услуг в отраслях
соцсферы. Также разработчики предлагают создать и ввести механизм мониторинга
расхода и возврата бюджетных субсидий.
В целом идеи, предложенные коллективами
Финуниверситета (под руководством доктора экономических наук М. Эскиндарова) и
Института народнохозяйственного прогнозирования (под руководством академика В.
Ивантера) практически противоположны текущему курсу финансово-экономического
блока правительства. На фоне общно и тезисно изложенной «Стратегии роста»
Бориса Титова и консервативно нацеленного вектора развития, предложенного
Алексеем Кудриным, стратегия ученых выглядит наиболее продуманной, но
рискованной. Если «столыпинцы» оценили объем требуемых российской экономике
денежных вливания в 1,5 триллионов рублей, то ученые замахнулись гораздо выше,
увеличив цифру практически в два раза – до 3,6 триллионов. На момент публикации
материала официальной реакции Правительства РФ на инициативу Финуниверситета и
ИНП РАН не последовало, однако ожидается, что вопрос о введении в России
программы необеспеченной эмиссии денег президент Владимир Путин рассмотрит на
заседании экономического совета в октябре.
Ссылка на статью: http://fedpress.ru/article/1659096