http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=2a269b43-f559-4876-802f-836923f8b8d0&print=1
© 2024 Российская академия наук
Первым выступил вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения Александр Асеев, который известен своими острыми выступлениями по поводу сложившегося положения вещей в российской науке вообще и в региональной, в частности. В Большом зале РАН продолжается Общее собрание. На сегодня запланирована «общая дискуссия», обещающая быть куда интересней вчерашнего. записались уже полтора десятка желающих выступать, сибиряки рвутся в бой.
"Главный итог двух лет реформы: наука (по крайней мере, академическая) никакого импульса к развитию не получила. Более того, ФАНО теряет те бюджетные строчки, которые Академия приобрела тяжелым трудом", - сказал Александр Асеев.
По словам Асеева, речь, в частности идет о финансировании строительства Национального гелиогеофизического центра в Восточной Сибири и проведения по поручению президента РФ комплексной экспедиции в Республике Саха (Якутия), на которые в бюджете нет денег.
"Осуществляемая ФАНО реструктуризация институтов по территориальному признаку, когда физиков-теоретиков объединяют со специалистами по оленеводству ― это полный абсурд. Думаю, острой дискуссии по этому вопросу на Общем собрании РАН не избежать", — сказал он. Асеев также считает, что положение о ФАНО, по которому оно является учредителем всех научных институтов, противоречит закону о научно-методическом руководстве институтами со стороны РАН.
Следующим выступал Генеральный конструктор академик Юрий Соломонов. «Сегодня Академия подошла к красной черте. Интеллект в России остался без власти. В результате псевдореформ наверху оказались представители легких фракций», — говорит академик, зал приветствует его аплодисментами.
При этом Юрий Соломонов подчеркивает, что отчасти сама Академия дает повод ФАНО к подобным действиям. Один из примеров — заседания Совета по науке при президенте.
Академик вносит конкретные предложения: существенно обновить Совет по науке при президенте, заставить его работать эффективно, аналогично — президиум РАН.
В выступлении председателя УРО РАН академика Валерия Чарушина также прозвучала критика: фактическое разрушение организационной системы РАН и его региональных отделений и серьезное сокращение финансирования науки.
Выступает академик Беспалова. Неожиданно доклад посвящен не реформе РАН, а... пшенице. Людмила Беспалова рассказывает о достижениях отечественных сельскохозяйственных наук и также отмечает снижение финансирования.
Следующее выступление — академика Месяца. Он возвращается к теме реформы РАН, особенно подчеркивает развал институтов в регионах, говорит об изношенности оборудования и отсутствие денег на его приобретение.
Академик Калашников ведет речь о развитии животноводства. Звучат пока непривычные для Большого зала РАН темы — например, IT-управление стадом.
Выступает академик Арчаков, его доклад касается успехов отечественной кардиохирургии. По словам Александра Арчакова, несмотря на все реформы и кризисы, эффективность работы медицинского отделения сохранена.
Академик Василий Шабанов обращает внимание на то, что дело не в правильной или неправильной работе ФАНО как организации, а часто в несовершенстве законов, регулирующих эту работу.
Выступает академик Коломейченко, представляет свой проект реструктуризации отделений РАН.
Слово берет академик Дмитриевский, директор института нефти и газа, рассказывает об успехах в своей области.
Затем на трибуну выходит академик Аскольд Иванчик, он представляет «комитет 1 июля
«Управленцы в науке быть должны, но их не должно быть подавляющее количество», — говорит Аскольд Иванчик, опять же возвращаясь к теме ФАНО. Кроме того, подчеркивает, что все последние ключевые решения принимаются негласно, без обсуждения с широким научным сообществом. Предлагает всем обеспокоенным ходом реформы консолидироваться вокруг «комитета 1 июля»
На трибуне — академик Валерий Черешнев. Как всегда в эмоциональной форме член Государственной думы Валерий Черешнев рассказывает о разнице в понимании функций академии наук в России и США: если во втором случае это, скорее, клуб ученых, то в нашей стране это ведущая научная организация. «Сегодня более 20 организаций и ведомств управляют наукой и распределяют средства. Нужен единый орган координации», — говорит Валерий Черешнев.
Стоит отметить, что в следующих выступлениях звучат все те же тезисы и предложения. Два основных: четко разделить функции ФАНО и РАН и сохранить финансирование науки.
Разговор перешел в общую плоскость развития страны. Иначе говоря, какая страна, такая и наука.
Зал приглашает на трибуну главу ФАНО Михаила Котюкова.
Михаил Котюков начинает свой доклад с предстоящего в конце года процесса по оценке научных организаций.
«Принятые законы многим не нравятся, но пока это закон, мы обязаны его выполнять». — говорит глава ФАНО и предлагает параллельно работать в рамках принятого регламента и предпринимать усилия по совершенствованию законодательства.
Котюков переходит к вопросу о бюджете и сразу называет его «очень тяжелым». «Защищая позиции по заработной плате, мы ухудшаем общие позиции по всей структуре». Глава ФАНО рассчитывает, что в течение финансового года удасться привлечь также дополнительное финансирование.
По поводу региональной науки Котюков считает, что одна из основных проблем здесь — потеря связи науки с самим регионом, его властями, фактически заказчиками на многие виды работ.
«У нас есть уже общие позитивные результаты», — в заключение говорит глава ФАНО и призывает положительный опыт транслировать и развивать.
Слово берет академик Костюк, собирается «добавить еще одну ложку дегтя». По словам Валерия Костюка, все поднятые проблемы не просто не решаются, а не видно даже наметок на решения. «Исполнять закон нужно, но если он массово не выполняется, нужно разобраться в причинах, и может быть его менять».
«Я не вижу, что реформа и исполнители этой реформы позволили улучшить ситуацию в науке. На втором году реформы я не вижу ни одного положительного момента», — говорит он. Академик делает экскурс в попытки реформ Академии.
«Была создана бюрократическая организация, которая, не занимаясь своими основными функциями, фактически создает параллельную академию наук», утверждает вице-президент РАН Валерий Костюк.
Заключительное слово берет Владимир Фортов. Благодарит всех за честный откровенный разговор. «Мы с вами подошли к такому этапу, когда мы должны сами себе ответить, довольны ли мы сегодняшним состоянием, или мы должны принимать организационные решения. Я все больше укрепляюсь во мнении, что второе», — говорит глава РАН.
Фортов отмечает, что Президиум должен меняться, работать более четко, и, в целом, система принятия решений внутри Академии должна меняться. «Очень часто начинаются обсуждения каких-то совершенно неважных вещей».
В заключение прочитан проект положения, вносятся дополнительные предложения.
Постановление общего собрания с дополнениями принято голосованием.
Владимир Фортов закрыл заседание пожеланием всем коллегам успешной работы.
Пресс-служба РАН