http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=2dd405b2-3da4-4d12-85bb-fb1ec1ee4ca5&print=1© 2024 Российская академия наук
Заявление
О возможном присоединении академических институтов к вузам
В последнее время стала появляться информация о том, что в ближайшее время может произойти включение ряда академических НИИ в состав университетов в качестве структурных подразделений с потерей статуса юридического лица. Есть сведения, что начать процесс предполагается с институтов второй и третьей категории в регионах.
У многих еще свежи в памяти события 2013 года, когда реформа Российской академии наук была проведена внезапно, насильственно, без обсуждения с научным сообществом. Поэтому мы считаем, что не придавать значения таким сигналам опасно. Тем более что есть и более свежие примеры того, как«открыто и гласно» решаются важные для ученых вопросы: многочисленные требования прояснить судьбу самого массового конкурса «а» РФФИ вот уже три месяца остаются без вразумительного ответа.
Задачи «перевода науки в вузы» и «оптимизации»количества НИИ поставлены и решаются уже давно. Научные институты выведены из системы РАН, их реструктуризировали, объединяя в рамках ФИЦ, включили в одно министерство с вузами. В последнее время раздается все больше тревожных звонков, свидетельствующих, что этот процесс готовятся довести до логического конца. Ученых встревожила фраза из июльского указа Владимира Путина о национальных целях развития Российской Федерации:«Обеспечить присутствие РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования».Странным кажется и то, что в концепции Программы стратегического академического лидерства, в рамках которой планируется обеспечить плотное взаимодействие НИИ и вузов, не прописан механизм образования консорциумов.
Мы уверены, что принудительное объединение образовательных и исследовательских структур не послужит развитию науки в стране. Укажем только на некоторые отрицательные моменты.
Очевидно, что даже сильному институту, попавшему в более крупную структуру, грозит потеря самостоятельности в принятии решений. Управление НИИ будет осуществляться исходя из внешних интересов, что, скорее всего, приведет к утрате научного потенциала. Понятно, что во главе объединения окажется представитель вуза как более крупной структуры, которому ближе интересы студентов и преподавателей. В условиях недостатка средств это чревато их перераспределением из научного сектора в образовательный, что ухудшит и без того сложное положение коллективов наших институтов.
Многие НИИ имеют кафедры в одних вузах и соглашения с другими. Включение научной организации в состав университета с очевидностью осложнит ее взаимодействие с другими высшими учебными заведениями.
Серьезной проблемой для академических НИИ может стать и изменение системы финансирования. В вузах основу этой системы составляют средства на образовательные услуги. Финансирование на научные исследования (госзадания, гранты, хоздоговора) носит вспомогательный характер и распределяется строго на конкурсной основе. Неудача в конкурсе не приводит к фатальным последствиям – увольнению сотрудников и ликвидации работ по научному направлению, которые они вели: спасает образовательная «подушка безопасности».
В институтах РАН финансовую стабильность обеспечивают госзадания. В случае их перевода на конкурсную основу возникает опасность потери целых научных направлений. Переброска же в научный институт средств, полученных вузом на образовательные услуги, возможна, только если эти услуги станут основной частью работы исследовательской организации, что автоматически выведет ее из этого разряда.
Совмещение двух различных систем финансирования исследований в одном юридическом лице маловероятна.
Тревожит профсоюз и вероятное наступление на трудовые права сотрудников институтов в связи с разными подходами к оформлению трудовых отношений, сложившимися в вузах и академических институтах. В большинстве университетов сотрудники переведены на краткосрочные (год и меньше)трудовые договоры. А в научных институтах работники в основном находятся на долгосрочных (порядка пяти лет) или бессрочных трудовых договорах.
Отличаются в вузах и НИИ также конкурсные процедуры занятия должностей научных сотрудников и системы формирования и права ученых советов. Можно предположить, что встраивание в жесткую вузовскую «вертикаль» приведет к росту социальной напряженности в научных коллективах.
Наконец, с высоких трибун в последнее время часто говорится о том, что передовые академические институты должны участвовать в выработке требований по подготовке кадров для различных областей исследования. Но это возможно только в случае независимой позиции НИИ, которой они лишатся, когда станут структурными подразделениями университетов.
Взаимодействие академических организаций и вузов, в том числе организационные формы такого сотрудничества, необходимо развивать. Однако Профсоюз работников РАН выступает за то, чтобы сохраняли юридическую самостоятельность. Мы уверены: включение академических НИИ в вузы в качестве структурных подразделений ухудшит и без того непростую ситуацию в науке и при этом не пойдет на пользу высшей школе. И, конечно, это поставит крест на восстановлении академической системы, надежда на которое появилась после принятия членами РАН на июльском Общем собрании решения бороться за изменение организационно-правовой формы академии, чтобы получить возможность выступать учредителем других организаций.
Призываем научное сообщество высказать свое мнение по поводу возможных объединительных действий.
Источник: Всероссийский Профсоюз работников РАН