http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=477e973b-e34d-40d0-9859-63c569f4980b&print=1
© 2024 Российская академия наук
Тринадцатого
декабря президент РАН академик Геннадий Красников и президент Российского
химического общества, заместитель президента РАН академик Аслан Цивадзе наградили победителей
Менделеевского международного конкурса для школьников дипломом и золотым
памятным знаком «Год Менделеева». Торжественная церемония состоялась в
Александринском дворце в Москве.
В мероприятии
также приняли участие вице-президент РАН академик Степан Калмыков, академик-секретарь Отделения химии и наук
о материалах Михаил Егоров, академик РАН Юлия Горбунова и член-корреспондент РАН Андрей Наумов.
Глава Академии
поздравил победителей конкурса и подчеркнул, как важно чтить своих учителей и
наставников, и добавил, что главная задача любого учёного — воспитывать
учеников, которые смогут продолжать исследования и развивать научные школы.
«Наука завораживает.
Учёные — это люди пытливые, они хотят понять природу, в которой мы живём, и
исходя из этого представить будущее. Надеюсь, что и вы будете обладать этим
даром, пытаться понять нашу природу, смотреть в будущее», — сказал
Геннадий Красников.
Конкурс для
школьников среди учащихся 5-11 классов образовательных учреждений и 1-2 курсов
колледжей и техникумов в возрасте от 11 до 18 лет прошёл в рамках Программы
научно-популярных мероприятий «Год Менделеева», посвящённой 300-летию РАН и
190-летию Д.И. Менделеева.
Кто рано
ориентируется, тот достигает больших успехов, считает академик Михаил Егоров. В
юности он также стал одним из победителей Менделеевского конкурса. «При
Институте органической химии имени Зелинского существует система непрерывного
образования. Когда вы окончите школу, приглашаем вас в один их трёх вузов —
Высший химический колледж РАН РХТУ имени Менделеева, академическую группу на химическом
факультете МГУ или факультет химии в Высшей школе экономики», — отметил он.
Всего было
подано 600 конкурсных заявок из 91 города России и 6 стран мира — России,
Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана. Талантливые
ребята представили свои научные работы по химии, физике и астрономии,
математике и информатике, инженерным наукам, истории, истории науки, географии,
биологии, литературе и обществознанию.
Победителями
стали 10 авторов лучших научных проектов из Москвы и Московской области,
Санкт-Петербурга, Томска, Брянска и Новомосковска:
— Полина
Павлова (11 класс) за работу «Очистка крупнотоннажных техногенных вод
промышленных предприятий методом искусственных геохимических барьеров»;
— Степан
Георги (11 класс) за работу «Синтез гексаалюминатов магния-гадолиния для
термобарьерных покрытий»;
— Александр
Моисеев (11 класс) за работу «Переработка продуктов каталитического
пиролиза неликвидных отходов полипропилена»;
— София
Севостьянова (11 класс) за работу «Программа для общения людей с дефектами
слуха и речи»;
— Артём
Григорьев (11 класс) за работу «Школьный информационный телеграм-бот»;
— Арина
Донцова (5 класс) за работу «Использование камеры-обскура в живописи»;
— Александра
Тищенко (9 класс) за работу «Мониторинг активности головного мозга и
функциональных показателей организма человека под влиянием чтения
стихотворений»;
— Мария
Леонова (9 класс) за работу «Эколого-морфологические особенности и
сравнительный анализ Ivanoviella alemanica с современными и ископаемыми
брахиоподами отряда Rhynchonellida»;
— София
Гапонова (9 класс) за работу «Культурологический аспект установления на
Каменноостровском проспекте памятной таблички, посвящённой деятельности М.В.
Ломоносова»;
— Мария
Науменко (9 класс) за работу «Картины художников как способ отображения
наследственных болезней человека».
Победительница
конкурса Александра Тищенко рассказала, что наука занимает одно из главных мест
в её жизни. Родители Александры — кандидаты технических наук, именно они
вдохновили школьницу начать свой научный путь.
«Нейропоэтика —
новое направление когнитивных наук, которое изучает особенности активности
мозга при чтении и создании поэтических текстов. Исследования человека всегда
актуальны, тем более у нас в Центре [ГАНОУ „Региональный центр выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи“] есть
оборудование и возможности проводить такие исследования <…> Не всем везёт
побывать в Российской академии наук за всю жизнь. Я учусь в девятом классе — и
уже здесь»,
— комментирует победительница.
Менделеевский
международный конкурс для школьников имеет богатую историю, и в год 300-летия
Российской академии наук и 190-летия Д.И. Менделеева возрождаются славные
традиции его проведения. Конкурс направлен на приобщение юношества к
академической науке, развитие творческого интереса школьников к истории науки,
стимулирование участия школьников в исследовательской работе, выявление
талантливых учащихся, вовлечение молодых учёных и преподавателей школ в решение
задач Десятилетия науки и технологий в России, знакомство школьников с ведущими
российскими учёными и научными школами, достижениями фундаментальной и
прикладной науки, а также на поддержку в развитии образовательных программ.