http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4e561f4c-351e-4991-bc57-5522b2cc0eb9&print=1
© 2024 Российская академия наук
Мероприятие прошло в рамках заключительного дня работы XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» в Гостином дворе 16 ноября 2023 года.
В пленарной дискуссии приняли участие заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов, заместитель Министра науки и высшего образования Денис Секиринский, вице-президент РАН академик РАН Сергей Алдошин, председатель совета директоров холдинга «Синара — транспортные машины» (СТМ), президент Российской академия транспорта, член Научного совета РАН «Окружающая среда и транспорт» Александр Мишарин, ректор Российского университета транспорта Александр Климов, вице-президент НИЦ «Курчатовский институт» член-корреспондент РАН Олег Нарайкин и проректор Пекинского транспортного университета Цзин Тао.
Модератором пленарной дискуссии выступил Сергей Малозёмов, автор и ведущий телевизионных программ на НТВ, создатель цикла научно-популярных фильмов, видеоблогер.
![Дискуссия «Наука в движении живые транспортные системы» 1-2.jpg (jpg, 146 Kб)](/FStorage/Download.aspx?id=e82795cc-4cd9-4118-914d-cfd72dde4922)
Открывая пленарную дискуссию Дмитрий Баканов подчеркнул, что цифровизация направлена на то, чтобы снимать транзакционные издержки, упрощать взаимодействие между всеми госорганами, включая контрольные.
«Летом этого года мы запустили на трассе М-11 «Нева» беспилотные грузовики, которые позволяют обеспечить грузовую логистику. Основная цель — добиться качественного изменения сферы перевозок. Это позволяет удешевить перевозку, ускорить ее. Основная задача, которую поставило Правительство РФ — не только отработать технологию, а построить бизнес-модель, при которой беспилотная перевозка становится дешевле», — сказал он.
Шла речь и о других видах беспилотников. «Очевидно, что в ближайшем будущем будет немыслима логистика в труднодоступные районы страны без авиационных беспилотников, — сообщил заместитель министра транспорта. — С этого года два парома, «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», курсируют между портом Усть-Луга и Калининградом. И уже перевезли более 600 тыс. тонн грузов для внутреннего потребления».
Всего этого невозможно было бы достичь без должной подготовки кадров. Сегодня уже 16 % всех студентов страны учатся по транспортным специальностям. Профильное образование дают уже 19 транспортных вузов.
В свою очередь Денис Секиринский напомнил, что в 2016 году Президентом России была утверждена Стратегия научно-технологического развития, где одним из семи приоритетов, определённых на перспективу ближайших 10–15 лет, является обеспечение связности территории за счёт развития интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем.
«Особый акцент в государственной политике мы сегодня делаем на взаимодействие науки и предпринимательского сектора, — заявил он. — У нас сформирован научный центр мирового уровня «Сверхзвук», который направлен на вопросы по формированию научно-технического задела в части сверхзвуковой авиации».
![Дискуссия «Наука в движении живые транспортные системы» 2-2.jpg (jpg, 154 Kб)](/FStorage/Download.aspx?id=bc5a0ef3-fdad-4f97-9231-84d69b08fd2b)
Вице-президент РАН академик РАН Сергей Михайлович Алдошин
Академик Сергей Алдошин сообщил о перспективах развития транспорта в России:
«Транспортный комплекс нашей страны имеет сложную организационно-техническую структуру и подтвержден влиянию различных факторов (это и природные, и климатические, и техногенные). Развитие такого сложного организма требует использования всех направлений науки. Это и математика, и математическое моделирование, и физическое моделирование, и информатика, и робототехника, и телемеханика. Поэтому дальнейшее развитие транспортной системы немыслимо без использования самых современных технологий».
Среди наиболее важных для развития транспорта в России направлений академик упомянул реализацию цифровых платформенных решений, применение искусственного интеллекта, создание новых источников и накопителей энергии.
Запись выступления Сергея Алдошина на пленарной дискуссии опубликована на сайте РАН.
Александр Климов рассказал о программе «Приоритет 2030». В 2021 году Российский университет транспорта вошёл в список вузов-победителей, отобранных в данную программу.
«Все наши стратегические проекты — по актуальным темам транспортной стратегии. Это развитие интеллектуальных транспортных систем, транспортные системы агломераций, беспилотное судовождение, электронная навигация, искусственный интеллект и вопросы связанные с декарбонизацией. По всем направлениям университет активно работает, взаимодействуя с промышленными партнерами и транспортными компаниями», — отметил ректор.
Кроме того, он обратил внимание, что университет стремится привлекать молодёжь к научным проектам уже с первого дня обучения в вузе. Команды студентов вовлекаются в конкретную работу по реальным проектам, которые курируют транспортные компании.
В ходе пленарной дискуссии представители Правительства России и лидеры научного сообщества обсудили, как с учетом возможностей со стороны государства сделать науку драйвером развития транспортной отрасли, подчеркнуть ее авторитет и роль в достижении импортонезависимости.
Источник: НС РАН «Окружающая среда и транспорт».