http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=6497e877-33c6-44a6-9e67-3c379db39f1a&print=1
© 2024 Российская академия наук
На Страстном бульваре — там, где бульвар
выходит на Тургеневскую площадь — стоит памятник инженеру Владимиру Григорьевичу Шухову. Уникальные документы из его
фонда, хранящиеся в Архиве РАН, представлены на выставке: чертежи — настоящие
произведения искусства, передающие художественное восприятие объектов, а также
фотографии, иллюстрации зданий и сооружений, альбомы и тетради, таблицы,
расчеты.
Конечно, захватывающе интересно! — Все же
знают знаменитую телебашню Шухова на Шаболовке. Но закрадывается сомнение: причем
тут Архив РАН, Шухов же инженер — разве он был ученым, членом Академии? Ведь если
он не был членом Академии, то какая же в том логика — организовывать выставку
как серьезное академическое мероприятие?
На вопросы мы попросили ответить к.и.н. Надежду Михайловну Осипову, ученого
секретаря Архива РАН и доктора культурологии Ирину Александровну Урмину, зав.
отделом музейно-выставочный группы Архива РАН:
— Безусловно, Владимир Григорьевич Шухов —
ученый. Вспомним, когда он по заказу братьев Нобель разрабатывал первый в мире
нефтепровод, он математическими формулами сделал научное описание процессов
протекания нефти и мазута по трубопроводам, создав, тем самым, основы
классической теории нефтепроводов, которая используется по сей день. И он был
членом Академии — в 1928 году его избрали членом-корреспондентом Академии,
причем, именно по Отделению физико-математических наук АН СССР. И его
творчество отнюдь не сводится к знаменитой башне на Шаболовке — он был специалистом
в широком диапазоне областей техники — нефтяной промышленности, теплотехники,
строительной механики. А в 1929 году Владимир Григорьевич был избран почетным
членом Академии, такой чести удостаивались очень немногие.
— Тогда — пройдемся по экспозиции в залах
Архива, прокомментируйте, пожалуйста.
— Вот форсунка — это его первое научное
изобретение: «прибор, производящий разбрызгивание мазута в топках, используя
упругость водяных паров». Изобретатель был еще студентом. Скорее всего, эта
форсунка стала отправной точкой, которая определила дальнейшее направление его
деятельности. Форсунку, кстати, сразу же оценил Д.И. Менделеев и ее изображение
поместил на обложку своей книги, которую издал через год. Форсунка оказалась
сразу признанной и в научном, и инженерном мире, ее, кстати, используют и
сейчас. И еще важно: возможно, изобретение предопределило участие молодого
Шухова во Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии, где он познакомился с
американским инженером русского происхождения Александром Бари, и эта встреча
на многие годы задала русло их плодотворной совместной работы.
Шухов
совместно с коллегами изобрел промышленный процесс получения автомобильного
бензина — крекинг нефти. Кстати, американцы претендуют на приоритет в создании
крекинга нефти, но Шухов своим патентом — не мировым, как сделали американцы, а
российским — установил свое первенство, поскольку получил патент раньше
американских исследователей.
Он предложил
метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха — эрлифт. По заказу братьев
Нобель, Шухов и Бари строят первый в Российской Империи 10-километровый нефтепровод,
где Шухов был автором проектов и техническим руководителем строительства, а
также — нефтеперерабатывающий завод с первыми российскими установками крекинга
нефти. Он же автор проектов первых российских магистральных трубопроводов:
Баку-Батум (883 км), и Грозный-Туапсе (618 км). Он же разработчик первого в
мире мазутопровода с подогревом.
Разработал
и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища (вспомним
фильм «Белое солнце пустыни») — газгольдеры, где хранится нефть и откуда
ежедневно нефть отгружается в нефтеналивные танкеры. Кстати, он же — создатель первых
русских речных танкеров-барж. Для этих танкеров он впервые изобрел идею модулей.
Это сейчас для нас вполне естественно — собрать из отдельных блоков — но тогда это
была пионерная идея: монтаж судна осуществлять с использованием
стандартизированных секций — и вы получаете нефтеналивное судно длиной, какой
хотите: хоть 20 метров, хоть 250 — вам соединят секциями.
Шухов —
знаменитый создатель техники и технологий нефтяной промышленности, многие его
разработки используются по сей день.
— Про башню на Шаболовке расскажите,
пожалуйста.
— Ее чертеж открывает экспозицию. Да, это самая
известная его работа.
Владимир Григорьевич является изобретателем первых в мире
гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных
конструкций — и башня на Шаболовке
из этой серии. Сейчас Шуховская башня признана одним из высших достижений
инженерного искусства — в своей совместной декларации более 160 специалистов из
30 стран мира назвали Шуховскую башню в числе семи архитектурных шедевров
русского авангарда, рекомендовали включить ее в список Всемирного наследия
ЮНЕСКО.
Башня представляет собой телескопическую
конструкцию высотой 160 метров с флагштоком, состоящую из шести сетчатых
гиперболоидных стальных секций. Хотя мечта у Шухова была гораздо более
амбициозной — мы в экспозиции показываем чертеж 350-метровой башни, и она
должна была быть выше Эйфелевой башни. Но строительство шло сразу после
Октябрьской революции, во время Гражданской войны: денег не было, но, главное,
не было металла, поэтому он сам представил несколько вариантов разной высоты —
какой выберут. Выбрали, естественно, минимальный. Разумеется, башня внешне очень
красивая с ее гиперболоидом вращения металлической сетки — изобретением, на
которое он имел патент, как, впрочем, имел патенты и на другие висячие
конструкции.
Любопытно: устойчиво бытовала версия, что
название романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», как и сам
роман, появились под впечатлением гиперболоидных конструкций Шухова — ведь все
происходило рядом и одновременно: строительство башни завершилось в 1922 году и
она сразу стала знаменитой, а роман опубликован в 1927 году.
—
Не очень понятно: голод, лишения, Гражданская война, которая большими периодами
шла как проигрышная для красных — зачем же большевикам в такое время строить украшение
Москвы, пусть даже вдвое ниже первоначального замысла автора?
— Башня строилась как радиопередатчик для
связи страны победившего пролетариата с мировым пролетариатом — как вы знаете,
большевики на тот момент не делали Революцию в России, а делали Мировую
Революцию, соответственно, именно таково было и предназначение башни.
Кстати, с этим же связан и трагический
момент в жизни 67-летнего Шухова, который, к счастью, завершился благополучно. Во
время строительства радиобашни при подъеме четвертой из шести секций — третья
сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую секции. Поскольку у объекта
строительства было революционное предназначение, это сразу выдвигало основную
версию — диверсия! Шухов арестован, ему вынесен приговор революционного времени
— расстрел, но… условный. Условный, а не реальный потому, что комиссия
экспертов расследовала случившееся и установила: проект безупречен — виной
аварии является «усталость металла» низкого качества. Шухов реабилитирован? —
Нет, он освобожден, но не более чем с отсрочкой исполнения приговора до
окончания строительства. Больше, однако, аварий не было, 19 марта 1922 года
началась трансляция радиопередач — и он был помилован, остался жив. Гражданская
война окончилась только через полгода.
—
Башня на Шаболовской — такой новаторский проект, неужели он не был повторен в
других объектах?
— Наоборот, с 1896 по 1930 годы по
проектам В.Г. Шухова было построено свыше 200 стальных сетчатых гиперболоидных
башен.
А первая в мире гиперболоидная башня Шухова — отнюдь не Шаболовская, гиперболоидную
башню удивительной красоты инженер Шухов представил на выставке в Нижнем
Новгороде — она сразу же прямо на выставке была куплена меценатом Ю.С.
Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино (Липецкая область), где сохранилась
до настоящего времени. Кстати, в нашей экспозиции представлены фотографии с
Нижегородской выставки, где впервые была выставлена эта знаменитая башня.
Шухов первым в мире ввел в архитектуру
форму гиперболоида вращения — и на этом основании разработал многочисленные
конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек, использовал их в сотнях
сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов,
водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий
электропередач. 64-метровый сетчатый стальной Аджигольский маяк под Херсоном —
самая высокая односекционная гиперболоидная конструкция В.Г. Шухова.
Многие из таких башен строились как
водонапорные — сегодня сохранилась такая башня в Николаеве (построена в 1907
году, ее высота с баком 32 метра), прекрасно сохранилась водонапорная башня в городе
Черкассы, в Баку такая башня действует как обзорная, развлекательная — на ней
площадка и кафе.
—
Известная, пожалуй, всем россиянам стеклянная куполообразная крыша главного
советского магазина на Красной площади — ГУМа — тоже творение Шухова?
— Да, но рассказ об этом стеклянном покрытии
надо начать, пожалуй, с Киевского вокзала, с его купола.
Не зря у нас в экспозиции приводится цитата
Владимира Григорьевича: «Я по профессии инженер, а в душе фотограф». Когда шло
строительство Киевского вокзала, он руководил возведением грандиозного
сооружения: ширина пролета — 48 м, высота — 30 м, длина — 230 м., отслеживал ход
строительных операций не по дням, а по часам — сам делал одну за другой
фотографии, как строители поднимали дуги дебаркадера и их число последовательно
увеличивалось: первая дуга, потом вторая, потом третья и так дальше — мы представили
в нашей экспозиции эти фотографии, как и авторский чертеж Киевского вокзала.
Он фотограф настоящий: и с точки зрения
инженерного применения — у нас представлены его фотографии башен, мостов,
конструкций, но и с точки зрения художественной — в экспозиции можно увидеть
его высокого уровня бытовые фотографии.
Удивительные
стальные сетчатые светопрозрачные перекрытия зданий оказались в строительной
практике более легкими и дешевыми — таковыми являются проекты многочисленных павильонов,
в них были использованы его идеи о висячих железных конструкциях.
Он изобрел
новые конструкции пространственных ферм и использовал их при проектировании покрытий
Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Московского главного почтамта,
Бахметьевского гаража. Изобретены также арочные конструкции покрытий с
тросовыми затяжками — многое из созданного прекрасно работает и сегодня, это,
например арочные стеклянные своды над крупнейшими московскими магазинами: ГУМ (раньше
именовался Верхними торговыми рядами) и Петровский пассаж (Фирсановский пассаж).
И купол в здании педагогического Университета — это его покрытия. С ним
сотрудничали самые знаменитые архитекторы эпохи — например, А.Н. Померанцев и К.С.
Мельников, кстати, Мельников очень ценил и любил Шухова.
1896 год —
им создано первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны «Ротонда Шухова» —
круглый стальной павильон-ротонда диаметром 68 м для Всероссийской промышленной
и художественной выставки в Нижнем Новгороде: крыша в виде сильно натянутого
висячего кольцеобразного сетчатого перекрытия-оболочки со стальной висячей
мембраной диаметром 25 м в центральной части.
В нашей
экспозиции представлены чертежи и фото первых в мире сетчатых
оболочек-перекрытий двоякой кривизны. Шухов построил для металлургического
завода в Выксе цех с пространственно изогнутыми сетчатыми парусообразными
стальными оболочками перекрытий двоякой кривизны — цех сохранился до наших
дней.
Под его
руководством спроектировано и построено множество мостов через Оку, Волгу,
Енисей и другие реки нашей страны — с различными чертежами и фотографиями
мостов можно познакомиться у нас.
— И что же: коллеги за рубежом не увидели открытия
в этих инженерных разработках?
— Наоборот, впоследствии архитекторы хай-тека, знаменитые Ричард Бакминстер
Фуллер и Норман Фостер — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную
практику строительства, а в XXI веке оболочки стали одним из главных средств
формообразования авангардных зданий.
Норман
Фостер поставил в Лондоне «огурец» высотой в 180 метров — 40-этажный небоскреб-башню
Сент-Мэри Экс, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с
центральным опорным основанием: Фостер не скрывал, что решение им взято у
Шухова.
Использовал
разработки и идеи Шухова и немецкий инженер Фрай Отто, когда к летним
Олимпийским играм 1972 года строил мюнхенский стадион «Олимпиаштадион» — трибуны
стадиона и часть территории олимпийского парка покрыты гигантскими висячими
перекрытиями-оболочками, а широкий прозрачный купол должен был символизировать
новую, демократическую, оптимистичную Германию.
Гиперболоидная
башня порта Кобе в Японии, которая выдержала землетрясение в 7 баллов по шкале
Рихтера 17 января 1995 года, соответствует патенту В.Г. Шухова.
В нашей
экспозиции представлены и другие разработки и изобретения Шухова…
— Невероятно, что он так много всего
создал!
— Шухов — человек фантастический! Есть еще
очень много его творений. В конце XIX века он предложил проект новой системы
водоснабжения Москвы. Во время первой мировой войны изобрел и создал морские
мины и платформы тяжелых артиллерийских систем. Спроектировал вращающуюся сцену
МХАТа.
В 1896 году
изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном
исполнении — в 1900 году он за эти паровые котлы на Всемирной выставке в Париже
получил золотую медаль и диплом, которые представлены у нас в экспозиции. Далее
до и после революции были произведены тысячи паровых котлов, они устанавливались,
в том числе, на броненосцах, длительное время их использовали и после Великой
Отечественной войны.
Шухов придумал,
как спасти знаменитый минарет древнего медресе Улугбека в Самарканде — после
землетрясений он стал «падающим» восточным минаретом. Уникальная операция по
его выпрямлению, проведенная в 1932 году совместно с архитектором М.Ф. Мауэром,
имела резонанс во всем мире.
— Скажите, ведь у вас, в Архиве РАН, надо
полагать, не весь фонд Шухова, а какие-то разрозненные его фрагменты …
— Наоборот, фонд Шухова у нас целиком.
Исключения три — некоторые письма и текстовые материалы остаются в семье. Второе,
часть наследия погибла во время революции — был пожар, в-третьих, в своем
рабочем дневнике Шухов пишет, что он сам уничтожил чертежи уже осуществленных
проектов: перечисляет их. Сын Сергей, как и отец, ставший впоследствии
инженером-строителем, сумел сохранить отцовский архив, а дочь Ксения
Владимировна передала все документы нам. Напомню: в 1930-х годах в Академии
наук вышло распоряжение, что научное наследие ученых — членов АН СССР
передается в Архив АН. Наш фонд Шухова — это 214 единиц хранения. Мы
разрабатываем эту тему уже с 1989 года и фонд знаем хорошо. Поскольку число направлений
деятельности Владимира Григорьевича в нефтяной промышленности, в теплотехнике,
в строительной отрасли, в механике велико — соответственно, специалисты самых
разных направлений инженерной мысли обращаются к его фонду. Этот фонд известен
и востребован все время.
— Простите, страшно спросить: уход Шухова из
жизни — не связан ли с какими-то репрессиями тех лет?
— Нет, Шухов
скончался от последствий несчастного случая в возрасте 85 лет. Известно, что он
любил работать при свете свечи. В один вечер он пользовался одеколоном, но
вдруг свеча упала, капли одеколона на рубашке вспыхнули, он получил тяжелые
ожоги более 80 % тела. Он прожил еще пять дней и известно, что в это время
диктовал продолжение своих работ.
Это очень
печально, поскольку он вполне мог прожить значительно дольше, и мы знаем, что до
самой смерти это был очень активный человек. Он в молодости катался на
велосипедах «Паук» с большими колесами, участвовал в гонках, до самой старости подтягивался
на турнике, есть фотографии, где он запечатлен в достаточно зрелом возрасте —
поднимает и держит на руках дочь.
Шухова отличала потрясающая
работоспособность, увлеченность своими инженерными проектами. Известно — еще будучи
гимназистом четвертого класса он нашел собственное оригинальное доказательство
теоремы Пифагора. Увлекался оперой, театром, хорошо играл в шахматы. Когда
работаешь с его архивом, всегда удивляешься: у него все было структурировано —
и материалы, и его собственные действия. Поражает его работоспособность и
креативность.
Взять хотя бы его образование: оно
инженерное — он окончил тот самый технический университет, который сейчас носит
имя Н.Э. Баумана. Однако позже — не удивительно ли! — он стал вольнослушателем
Военно-медицинской академии! Как позже говорил сам Владимир Григорьевич, два
года изучения медицины дали ему, инженеру, бесценное знакомство с совершенной
«конструкцией» — человеческим организмом: не отсюда ли его изящные и легкие
строительные конструкции? Да и чертежи его — необыкновенно зрелищные!
В советское время великий инженер В.Г.
Шухов стал лауреатом премии имени В.И. Ленина, Героем Труда. В наше время Союзом
научных и инженерных объединений (обществ) учреждена Золотая медаль имени В.Г.
Шухова, присуждаемая за высшие инженерные достижения. На карте Москвы и других
городов мы найдем «улицу Шухова».
—
Была ли у коллектива Архива РАН при организации этой выставки некая сверхзадача?
— Выставки
нами организуются несколько раз в году и главная идея всегда одна: скоро
состоится 300 лет нашей Академии! Какими материалами Архива, какими
достижениями ученых, какими фактами их жизненной биографии мы можем показать
значение и величие 300-летней Академии? Именно на этот вопрос наше
исследовательское учреждение отвечает — вот наша сверхзадача. Специально
подчеркиваем термин «исследовательское учреждение» — потому что не всем
чиновникам удается разъяснить, что мы именно исследовательское учреждение. Вот
посмотрите: сейчас в Национальном проекте «Наука» ставится задача, чтобы наша
страна в ближайшие годы вошла в пятерку ведущих стран в области науки и
техники. И подрастающее поколение, и многие обыватели могут подумать, что такая
амбициозная задача ставится впервые. Но посмотрите, что показывает нам
творческий путь Владимира Григорьевича Шухова — оказывается, что за эти
прошедшие три века Российская академия наук неоднократно шла в мировых лидерах
по множеству направлений. Знакомишься с подлинниками документов и — понимание
сильно углубляется.
В формате
«300-летие Академии» мы многое можем показать. У нас, к примеру, архивы нобелевских
лауреатов по многим направлениям. Кстати, попутно замечу, все страны мира гордятся
и пропагандируют своих нобелевских лауреатов. У нас есть документы, связанные с
именами Ломоносова, Эйлера, Павлова, Кольцова — впрочем, даже трудно перечесть
великие имена. К тому же, в Архиве содержится история не только Академии, но и
мировой науки.
Шухов
сказал, что он сделал самое главное — все отдал на престиж страны. Многие наши
ученые были людьми очень достойными, большими патриотами, которые, несмотря на
все сложности, остались и работали в стране. Составить правильное представление
о них можно только используя те документы, которые хранятся в Архиве РАН. Мы с
благодарностью храним и изучаем это достояние мирового уровня. И каждый раз удивляешься,
когда, обращаясь к документам, находишь какой-то новый ракурс.
х х х
Организаторы
выставки нашли оригинальный ход: одновременно с выставкой работ и документов
отечественного титана инженерной мысли В.Г. Шухова они представили работы юного художника Дмитрия Шеина: эти
экспозиции объединяет главное — воображение, соединенное с творческим
озарением, воплощается и в научном рисунке, и на рисунке пастелью.
Ведущий
собрание при открытии выставки врио
директора Архива РАН, академик РАХ, член-корреспондент РАН Александр Генрихович
Толстиков сказал, что Дима Шеин, изображая улочки, дома, мосты, башни, акведуки,
каналы в ярких и запоминающихся композициях, наделяет их своим поэтичным и
образным взглядом на мир. Диме всего девять лет, но его работы отличает умение
компоновать пространство плоскости листа любого формата, точность взятых
тональных отношений в колорите и тонкой техники пастели, не терпящей
исправлений.
Правнук
Шухова — В.Ф. Шухов сказал, что грани таланта должны развиваться, этот посыл
дается в молодости и надо его использовать.
Здесь, в
экспозиции из пастельных работ Дмитрия Шеина представлены листы «Венеция»,
«Канал в Венеции», «Венеция. Малый мост Риальто», ряд работ, посвященных
историческим строениям и каналам Санкт-Петербурга, испанского городка Ронда,
московские зарисовки.
При открытии выставки присутствовали академики РАН В.А. Тишков и А.П. Деревянко,
ученые, инженеры, художники, архитекторы, журналисты. А также — много юных
посетителей, учеников московских школ.
Сергей Шаракшанэ