http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=682c4f0b-3842-4578-834c-2b16a064bc52&print=1© 2024 Российская академия наук
Оно не предусматривает материального вознаграждения, а станет почетным для тех ученых, которые не являются сотрудниками Академии наук, но признаны научным сообществом как имеющие научные достижения национального или международного уровня. «Звание «Профессор РАН», — сказано в приложении к постановлению президиума Академии наук, — присваивается президиумом Академии ученым… также за активное участие в реализации основных задач и функций Академии». Именно на это обстоятельство обращают особое внимание в РАН, поскольку Академия заявляет программу развития. А развивать науку должны молодые, отчего возраст претендентов на звание не должен превышать полувековую отметку.
«Идея состоит в том, — комментируя нововведение РАН, отметил академик Алексей Хохлов, — что по новому Закону (ФЗ № 253 «О Российской Академии наук…») одной из основных целей РАН является экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов власти, экспертиза научно-технических программ и проектов, и эти масштабные задачи требуют привлечения к работе не только членов Академии, но и более широкого круга российских ученых, работающих на современном уровне российской науки».
Звание «Профессор РАН», по задумке ученых, должно помочь решить эту задачу. «Основной вектор, — подчеркнул академик Хохлов, — это должны быть молодые ученые, которые в дальнейшем, возможно, будут избраны членами РАН». Именно поэтому на Президиуме Академии наук было решено определить предельный возраст, позже которого новое почетное звание присуждать не будут. «Помимо того, что это будущее Академии наук, наша смена, это послужит некоторой консолидации ученых в Российской академии наук. Академия пополнится новыми областями в развитии науки. И это позволит РАН решать те задачи, которые перед учеными ставит российское общество и государство», — подчеркнул Алексей Хохлов. Примечательно, что получить звание «Профессор РАН» могут не только живущие и работающие в России, но также видные специалисты, доктора наук, которые, являясь гражданами России, трудятся за пределами своей страны.
«То, что введен возрастной ценз, не значит, что люди более старшего поколения лишены возможности баллотироваться, быть избранными в Академию, стать членом-корреспондентом или академиком, — уточнил президент РАН Владимир Фортов. — В тех выборах принципа, что будем выбирать только «профессора РАН», не будет». Отвечая на вопрос ИА REGNUM об оценке двухлетия реформирования Академии наук, чем в том числе и вызвано введение нового звания, глава РАН отметил, что «все, что было записано в Законе, мы выполнили полностью и в срок». За год РАН дала отзывы и рецензии на 700 документов, которые поступили в Академию из вышестоящих органов, и все время продолжают поступать. «Заменить это бюрократическими оценками путем привлечения громадного количества людей, конечно, нельзя, — подчеркнул президент РАН. — У нас же есть человек, который имеет фамилию-имя-отчество, который отвечает за те оценки, которые дает. Во многих случаях мы встаем на пути шарлатанов и проходимцев, число которых не уменьшается, а растет». По словам Владимир Фортова, Академия потребляет 14−15% ресурсов, которые идут на науку, а дает почти 60% публикаций, заметных на научном горизонте.
«Теперь мы переходим ко второму этапу реформы, — отметил академик. — Он прописан мутно, там нет сроков, индикативных цифр. Но для нас главное сейчас, чтобы каждый управленческий шаг приносил пользу ученым — тем, для кого существует Академия наук. Я тут читал разные хроники и узнал, что в Персии был и существует сейчас так называемый «Высший совет целесообразности». Каждое решение должно пройти через этот совет. И если нет внятного ответа на вопрос, зачем это надо, это отклоняется. Нам предстоит идти дальше, имея цели, указанные майскими указами президента РФ. Они амбициозные и хорошие: доведение публикаций в рейтинговых журналах до 3,44% (имеем сейчас 3,04%); доля ВВП на науку 1,77% (сегодня 1,17%); доведение средней зарплаты по науке до двойной величины по региону (для Москве это 160−170 тысяч рублей, сегодня — 40 тысяч). Это задачи для всего научного сообщества, и я убежден, что только объединив усилия и прекратив схоластические противостояния, мы можем этого добиться», — заключил глава РАН.
Принятый Академией наук Устав сохраняет то, что всегда было сутью РАН: «Мы добились того, что Академия наук может заниматься научной работой, как ни парадоксально это звучит. Тот Устав, который сегодня есть, позволяет Академии оставаться эффективной научной организацией по сравнению с другими». Как-то очень эта ситуация смахивает на небезызвестные слова одного небезызвестного персонажа: «Мы знаем об его заслугах, целых пять комнат хотели оставить».
ИА Регнум, Елена Ковачич
С фотографиями с пресс-конференции можно познакомиться на сайте «Научная Россия»