http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=7d6dbcf4-d7b5-4837-9773-956e42d906ed&print=1© 2024 Российская академия наук
О программе экологически чистого развития энергоснабжения Байкала — в интервью InScience.News с Александром Шировым, директором института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Материал подготовлен в рамках специального проекта Российской академии наук и издания InScience.News.
— Расскажите, пожалуйста, какие территории входят в центральную экологическую зону? Однородна ли она или в ней можно выделить какие-то зоны?
— Центральная экологическая зона Байкала включает само озеро, его острова и прибрежную зону. Ее примерно поровну делят Иркутская область с запада и Республика Бурятия с востока. Конечно же, они довольно сильно отличаются и по развитию экономики, и по разработанности природных ресурсов. В целом, можно сказать, что Иркутская область доминирует в этих аспектах. Например, именно здесь расположена ГЭС, которая генерирует значительную часть используемой в регионе энергии.
— Какие существуют проблемы в регионе и как планируется их решать?
— С точки зрения энергоснабжения, в Иркутской области довольно высока доля электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС. При этом обеспечивается низкий уровень удельных оплат как для промышленности, так и для регионов. На самом деле, основные проблемы лежат за пределами ГЭС. Основная проблема — это устаревание систем в ЖКХ. Теплоснабжение организовано крайне нерационально, что приводит к огромным потерям в теплосетях. Энергоемкость жилья у нас очень высокая. Именно здесь главные потери и высокие выбросы парниковых газов, а не в области генерации энергии. Кроме того, довольно высока доля угольной энергетики. От нее в этом регионе полностью не избавиться, но с помощью модернизации мы можем и увеличить эффективность, и снизить выбросы парниковых газов за счет технологий улавливания и использования меньшего количества топлива.
— А если оставить все как есть? Грозит ли нам кризис энергоснабжения?
— Абсолютно точно нет. На данный момент наши сети загружены примерно на 60%. То есть еще много мощностей в резерве.
— На какой стадии программа развития сейчас?
— Пока есть только пилотные проекты, которые проводятся в отдельных городах или на отдельных предприятиях. В рамках программ ДПМ и ДПМ-2 были модернизированы многие объекты энергоснабжения в стране. Мы надеемся, что и в зоне Байкала эта программа окажется эффективной. Из наиболее крупных изменений, не связанных с энергоснабжением, можно вспомнить закрытие Байкальского Целлюлозно-бумажного комбината в 2013 году по решению правительства. На протяжении многих лет, еще с советских времен, он наносил ущерб природе, выпуская при этом уникальную продукцию благодаря чистейшей воде озера. Сейчас ведется масштабная работа в рамках программы по устранению последствий его работы.
— Какие новые источники энергии планируют внедрять? Возможно ли использование возобновляемой энергии — фото- и ветроэлектростанций?
— В масштабах целого региона внедрение каких-то новых источников энергии, в том числе возобновляемой, не представляется рациональным. С их помощью, скорее, можно обеспечить энергоснабжение удаленных малонаселенных районов, куда проблематично заводить электролинии. Например, зона БАМа. При этом нужно понимать, что в обществе предвзятое отношение к традиционным источникам энергии. Но ГЭС не генерирует вообще никаких выбросов. Безусловно, мы меняем исходный природный ландшафт и русло реки. Само строительство ГЭС имеет внушительный углеродный след. И тем не менее, и фото-, и ветроэлектростанции не являются абсолютно экологически чистыми. Производство солнечных панелей требует большого количества ресурсов, которые затем требуют сложной утилизации. В общем, абсолютно зеленых источников энергии нет, и в каждом отдельном случае оптимальный вариант будет свой. Кроме того, каждый киловатт, произведенный на таких электростанциях, будет дороже, чем на традиционных. Поэтому вырастет и стоимость электроэнергии для населения и промышленности.
— Одна из наших внешнеторговых целей — это импортозамещение. Для осуществления программы понадобится масштабное технологическое обновление. Возможно ли изменить систему энергоснабжения без повышения доли импорта?
— В случае модернизации ГЭС и системы теплоснабжения — без проблем. Но наши возможности в производстве ветряков и фотостанций ограничены. Поэтому, безусловно, для их внедрения пришлось бы много закупать заграницей.
Байкальская природная зона включает не только озеро, но и его притоки. Частично они расположены за границей, в Монголии. С 2013 году в Монголии ведутся разговоры о строительстве ГЭС на притоках Байкала. Планируется ли сотрудничество с нашими соседями, ведь от них тоже зависит судьба озера? Не могу точно сказать. Но я уверен, что они заинтересованы в этом не меньше России.
— Такая крупная программа, безусловно, требует масштабных инвестиций. Планируется ли финансирование из федерального бюджета? Заинтересует ли модернизация энергоснабжения частных инвесторов?
— У нас в стране подобные проекты осуществляются в основном за счет инвестиционных контрактов в рамках ДПМ — договоров о предоставлении мощностей. Они заключаются между государством и частными компаниями. Последние получают различные преференции в обмен на инвестиции. Например, гарантированный возврат вложенных средств. Опять же, при этом модернизировать ТЭЦ гораздо дешевле и эффективнее, чем построить новые электростанции на энергии света или ветра.
— Повлияет ли новая стратегия на уровень жизни людей, занятость? Поспобствуют ли изменения экономическому росту Восточной Сибири?
— Так или иначе, любой новый объект такого типа связан с возникновением нового сектора рынка. Увеличиваются инвестиции не только в строительство новых станций, но и в производство оборудования для них. Конечно, возникнут новые рабочие места. Но здесь вопрос в балансе стоимости. Если стоимость внедрения новых источников энергии будет слишком высока — вырастут и тарифы на энергию. Это, конечно, вряд ли поспособствовует росту уровня жизни.
— А будут ли учтены при модернизации интересы промышленности?
— Вообще, конкурентоспособное преимущество иркутской области — это очень низкие уровни цен на электроэнергию. Изначально ГЭС строилась для обеспечения нужд ВПК и производства алюминия. Последнее требует огромных энергетических ресурсов. ГЭС решила эту проблему и благодаря ей СССР удалось сохранить низкие цены на алюминий. Безусловно, один из критериев успеха — это сохранение текущей цены за киловатт энергии для промышленности.