Информация об участии Профсоюза РАН в работе над подготовленным Минобрнауки проектом Федерального закона. Благодаря работе наших коллег текст документа существенно улучшен

14.04.2013



 

Уважаемые коллеги!

Информируем вас, что 10 апреля 2013 г. состоялось очередное совещание в Министерстве образования и науки Российской Федерации по обсуждению проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации» (далее Проект).

Это уже второе совещание, посвященное общественному обсуждению Проекта. Первое состоялось 3 апреля 2013 года, и на нем было внесено много поправок. Рабочее совещание проводил, как и в первом случае, заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России  Сергей Юрьевич Матвеев. В совещании приняли участие представители РАН (начальник ФЭУ Антипенко Э.Е., сотрудники НОУ, Института государства и права РАН), коллеги из Высшей школы экономики. Нам был предложен для рассмотрения вариант Проекта, подготовленный с учетом поступивших замечаний, а также определения, предлагаемые для включения в Проект в части внесения изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». К сожалению, материалы нам представили в самом начале совещания, и у нас не было времени с ними ознакомиться. Единственно, что я успела заметить, что некоторые наши поправки, причем, существенные для научного сообщества, действительно были учтены.

Основное время совещания ушло на обсуждение предлагаемых Минобрнауки определений. Почти все они имели несколько вариантов формулировок. Бурную дискуссию вызвал, например, термин «поисковые научные исследования»: обсуждался  его смысл и отличие от фундаментальных и прикладных исследований. Все три предложенные Минобрнауки варианта были единодушно отвергнуты присутствующими как надуманные. Говорилось, что введение терминов  «поисковые научные исследования» и «научные разработки» в рамках общего понятия «научные исследования» приведет к путанице. Но министерству эти определения были  необходимы для перераспределения финансовых потоков, направляемых на фундаментальные и прикладные исследования. Поэтому председательствующий требовал, чтобы формулировки все-таки общими усилиями были даны, и настоял на своем.

С моей точки зрения, ясности достичь, не удалось. Трудно понять, что такое  «поисковые научные исследования», не являющиеся фундаментальными или прикладными. Аналогичным образом были составлены и остальные определения.

В связи с нехваткой времени Проект в целом практически не обсуждался. Повторюсь, он существенно отличается от предыдущего в лучшую сторону. А именно:

- изъят абзац статьи 336.1: «конкурс на замещение должности научного работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет»;

- изъят абзац «если работник, занимающий должность научного работника по трудовому договору, заключенному  на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желание участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом статьи 336.4 настоящего Кодекса».

Таким образом, научные работники, работающие по бессрочному договору, сохраняют свой статус.

Добавлены к настоящей статье следующие абзацы.

«В целях сохранения непрерывности научной деятельности допускается заключение трудового договора на замещение должности научного работника без избрания по конкурсу на замещение соответствующе должности при приеме на работу по совместительству – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего  работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу».

«Не проводится конкурс на замещение:

- должностей научных работников, занимаемых беременными женщинами;

- должностей научных работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет».

Особо хочется отметить, что в новом варианте Проекта возрастные ограничения установлены на уровне 65 лет, и сохраняются они только для «руководителей государственных и муниципальных научных организаций» (в первоначальном варианте фигурировали  замруководители вплоть до заместителей завлабов). Соответственно, говорится, что «по представлению коллегиального органа управления государственной и муниципальной организации учредитель имеет право продлить срок пребывания» в должности до достижения руководителем возраста  70 лет. 

Вышеописанные изменения в настоящей статье отражены и в статье 336.3, в которой сохранился только первый пункт, касающийся основания прекращения трудового договора «по достижению предельного возраста» только руководителя.

Статья 2 Проекта, посвященная изменениям в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключена полностью.

Хочется также обратить внимание, что в предыдущем варианте Проекта предлагалось создание и финансирование временных научных коллективов, но не были указаны механизмы взаимодействия членов этих коллективов со своими работодателями – научными организациями. Поэтому на предыдущем совещании мы подвергли  критике положения, касающиеся создания коллективов и консорциумов, отметив, что они должны быть конкретизированы. Минобрнауки дорабатывать документ в этой части не стало, но  изъяло все пункты, связанные с созданием коллективов и консорциумов.

Председательствующий отметил, что это совещание, скорее всего, было последним. После учета внесенных замечаний Проект будет направлен членам совещания для ознакомления, а затем передан в федеральные органы власти.

Таким образом, можно констатировать, что Профсоюз РАН внес свой вклад в совершенствование важного для развития науки документа. Хочется поблагодарить членов ЦС профсоюза М.Ю. Митрофанова, Е.Е. Онищенко, А.П. Филлипова, а также А.С. Миронова и всех коллег, принимавших активное участие в этой работе.

Председатель Комиссии ЦС Профсоюза РАН по работе с руководством РАН, Федеральным Собранием,

Правительством РФ и общественными организациями Галина Чучева

 

----------------------------------

 

P.S.

Хотел бы отметить следующее.  В рассматриваемом проекте поправок в законодательство РФ есть три позиции, в сильной степени затрагивающие интересы сотрудников РАН и лежащие в сфере деятельности нашего профсоюза.

1. Самая важная, с точки зрения профсоюза: искажение сути трудового соглашения на неопределенный  срок, из-за которого все научные сотрудники фактически переводятся на срочные контракты.

2. Очень жесткий возрастной ценз для большого числа людей – вплоть до завлабов.

3. Возможность создания неких «научных консорциумов» с неясными (плохо прописанными в законодательстве) обязанностями, что могло привести к серьезным материальным потерям для ученых.

Профсоюз выступил против этих позиций,  и к нему прислушались. На данном этапе все эти проблемы сняты. Первая и третья позиции полностью исключены из проекта закона, по второй достигнут компромисс - возрастной предел для занятия руководящих областей увеличен на 5 лет.

Это большой успех нашего профсоюза!

Нельзя забывать, что это первый этап процесса: поправки в законопроект приняла пока только рабочая группа. Будем постоянно контролировать его дальнейшее прохождение. Но и этот результат показывает, что бороться можно и нужно.

Председатель ПР РАН  В.П. Калинушкин


 


 

Источник: Профсоюз работников РАН

©РАН 2024