http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=91c63914-2180-46dd-a2fc-2d3e87457e97&print=1
© 2024 Российская академия наук

Академику Бухарину Олегу Валерьевичу - 85 лет!

16.09.2022

Юбилей академика Бухарина Олега Валерьевича


Академик
Бухарин Олег Валерьевич

Академик Бухарин Олег Валерьевич

Олег Валерьевич Бухарин родился 16 сентября 1937 года в Челябинске.

В 1960 году окончил Челябинский медицинский институт по специальности «лечебное дело». Далее работал там же — ассистентом кафедры микробиологии. С 1968 года — в Оренбургском медицинском институте (ныне — Университет): зав. кафедрой микробиологии, в 1977-1980 гг. — ректор Института. В 1997-2012 гг. — директор созданного им Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН. В настоящее время — научный руководитель Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН.

Создатель и руководитель Оренбургского научного центра Уральского отделения РАН.

В 1968-2013 гг. — заведовал кафедрой микробиологии в Оренбургской государственной медицинской академии.

Член-корреспондент РАН с 1997 года, академик РАН с 2011 года — Отделение физиологических наук РАН.

Академик О.В. Бухарин — крупный ученый-микробиолог, специалист в области проблем адаптации микроорганизмов (бактериальной персистенции), организатор академической микробиологической науки, создатель целого направления в микробиологии, разработавший теоретические аспекты и прикладные методы исследования персистентных свойств микроорганизмов. Делом его жизни стало понятие «инфекции в изменяющемся мире». О.В. Бухарин и его команда занимаются изучением способности микроорганизмов к выживанию в теле человека, исследуют бифидобактерии, которые могут положительным образом влиять на состояние кишечника.

О.В. Бухарину удалось расшифровать механизм защитного действия препарата «Циклоферон», за что ему была присуждена премия Правительства России в области науки и техники. Особое внимание он уделяет решению вопросов инфектологического профиля — его работы в области инфектологии внедрены в работу клинических лабораторий медицинских учреждений страны. Разработки О.В. Бухарина и его школы позволили сформулировать принцип экологической детерминированности факторов персистенции бактерий, разработать новые подходы для решения диагностических, терапевтических и прогностических задач инфекционной клиники, обосновать концепцию микро-экологического мониторинга природных экосистем. О.В. Бухарин стал первым в истории области действительным членом Российской академии наук.

Уже будучи студентом 3 курса мединститута, он начал заниматься научной работой, изучая влияние нового по тем временам витамина В12 на сопротивляемость организма к инфекции. Освоив методики изучения защитных ресурсов организма в опытах на животных, О.В. Бухарин установил, что витамин В12 усиливает клеточный (фагоцитарный) потенциал и факторы гуморальной защиты и даже бактерицидность кожного покрова. Результаты были опубликованы в журналах и доложены на конференциях в Москве, Ленинграде, Челябинске, Горьком — за научные успехи во время учебы в вузе приказом Министерства здравоохранения РСФСР О.В. Бухарин был оставлен для продолжения научной работы в должности ассистента кафедры микробиологии. В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию «Материалы по изучению защитного неспецифического действия витамина В12 в инфекционном процессе», в 1969 году защитил докторскую диссертацию «Лекарственное стимулирование естественной сопротивляемости организма к инфекции» (ему — 32 года), профессор с 1972 года.

Первые работы О.В. Бухарина в качестве руководителя кафедры микробиологии ОрГМА (1968 г.) лежат в области инфектологии и посвящены изучению факторов естественной резистентности организма — лизоциму и бета-лизинам. Они способствовали использованию этих факторов защиты в качестве диагностических критериев гомеостаза организма и внедрены в работу клинических лабораторий медицинских учреждений страны, стали заметным явлением в медицинской микробиологии. Результаты этих исследований впервые в мировой практике обобщены в монографиях «Лизоцим и его роль в биологии и медицине» (1974) и «Система бета-лизина и ее роль в клинической и экспериментальной медицине» (1977), написанных совместно с академиком РАМН Н.В. Васильевым. Работы в этой области способствовали использованию лизоцима и бета-лизинов в качестве диагностических критериев гомеостаза организма.

В 1976 году О.В. Бухарин создал и возглавил проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению механизмов естественного иммунитета. В 1990 году им организована научно-исследовательская лаборатория (Оренбург) по изучению персистенции микроорганизмов, реорганизованная в 1992 году в одноименный отдел, а в 1996 году на базе отдела создан Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН.

Сфера научных интересов О.В. Бухарина — инфектология и экология микроорганизмов человека. В области теории микробного выживания О.В. Бухариным введено понятие «персистентный потенциал» микроорганизмов. Совместно с сотрудниками ИКВС О.В. Бухариным разработаны теоретические основы микробной персистенции как формы симбиоза, определена ключевая функция пептидогликана бактерий в этом феномене и расшифрованы его механизмы, созданы методические подходы и выявлены ранее не известные факторы выживания микроорганизмов, сформулирован принцип экологической детерминированности персистентных характеристик микробов, основанный на взаимоотношениях микроба и хозяина.

Изучая взаимодействие возбудителя инфекции и хозяина, О.В. Бухарин обосновал положение о персистенции как форме симбиоза и определил важнейшую роль пептидогликана (ПГ) бактерий в качестве «биомишени» для системы иммунитета (защита хозяина). Открылся доступ к изучению механизмов защиты микробов (патогенов) в организме человека. Впоследствии О.В. Бухарин совместно с сотрудниками разрабатывал теоретические аспекты и прикладные подходы к изучению персистентных свойств бактерийных патогенов при инфекции. Возможен сценарий — образно говоря «паритетное соглашение о перемирии», т.е. бактерионосительство либо хронизация болезни. В медицине это называют персистенцией (от лат. persistere — сохраняться, упорствовать). Считают, что персистенция — форма симбиоза, характеризующая длительное переживание возбудителя в организме хозяина. О.В. Бухарину удалось расшифровать механизмы защиты (изоляции) пептидогликан (ПГ) бактерий от системы врождённого иммунитета хозяина, что вошло в учебники и учебные пособия для студентов вузов медико-биологического профиля. Это фундаментальное положение позволило сформулировать немаловажный тезис: персистентные свойства микробов — биомишень для регуляции самого явления персистенции в организме хозяина. Обосновано использование персистентного потенциала микроорганизмов в качестве «биомишени» для отбора эффективных лекарственных, пробиотических препаратов и оценки действия микробных ауторегуляторов в межмикробных взаимодействиях. За эти работы академику были присуждены премия РАН по биологии им. И.И. Мечникова (2002) и УрО РАН по медицине им. В.В. Парина (2005).

В дальнейшем О.В. Бухарин совместно с коллегами активно разрабатывал теоретические аспекты и прикладные методы исследования персистентных свойств микроорганизмов. Им разработана и внедрена в практику концепция микроэкологического мониторинга природных экосистем газоносных провинций России для оценки техногенного влияния природного газа на нефтегазоконденсатных месторождениях (Астраханское, Оренбургское, Карачаганакское) по уровню резидентного стафилоносительства населения, проживающего на различной удаленности от источника загрязнения.

О.В. Бухариным развивается концепция ассоциативного симбиоза: использование симбиотического подхода при изучении инфектологических механизмов способствовало созданию нового направления «Инфекционная симбиология», где инфекция описана в качестве модели системы ассоциативного симбиоза. Олег Валерьевич выполнил серию фундаментальных исследований ассоциативного симбиоза, где инфекция представлена как трехвекторная модельная система и в условиях «доминант-ассоциант» разработан алгоритм микробного распознавания «свой-чужой».

Именно это направление послужило «платформой» для получения фундаментальных знаний, важных для понимания механизмов управления в системе «паразит-хозяин». Такой подход оказался удачным и способствовал получению новых результатов в раскрытии механизмов инфекционной симбиологии: 1) Был разработан новый метод межмикробного распознавания «свой-чужой» в паре доминант-ассоциант по оппозитному эффекту тестируемых культур, что имеет большое значение для выделения новых пробиотических штаммов; 2) Выделены бактерии с различными биохарактеристиками, пригодные для создания новых препаратов пробиотического назначения. Штаммы описаны и зарегистрированы в отечественной и международной коллекциях; 3) Разработан новый способ определения биосовместимости микробных культур бифидофлоры и определена ее роль и участие в формировании кишечного гомеостаза; 4) Разрабатывается новая пробиотическая композиция с включением в ее состав штаммов с ингибитором биопленкообразования (для борьбы с гриппозными осложнениями). И, наконец, совершенно неограниченные возможности открываются в работе бифидофлоры через регуляцию продукции окситоцина («кишечно-мозговая ось»), что уже используется в медицине.

О.В. Бухариным разработан метод межмикробного распознавания «свой-чужой», что позволило пересмотреть роль бифидофлоры в организме человека. Бифидобактерии — ключевое звено в защите организма при инфекции, за счет способности бифидофлоры к дискриминации чужеродного материала (патогенных бактерий) с последующим инициальным «сигналингом» в регуляции иммунного гомеостаза кишечника. «Ключ» отбора эффективных штаммов для создания новых биопрепаратов был построен по типу «2 в 1», т.е. антагонистический эффект + биосовместимость. Разработанный метод межмикробного распознавания «свой-чужой» оказался весьма универсальным и позволял четко реализовать принцип биосовместимости штаммов микроорганизмов, что важно для синбиотической композиции.

О.В. Бухарин сформулировал новое направление — «инфекционная симбиология», которое базируется на трёх основных фундаментальных положениях: 1) Персистенция микроорганизмов, населяющих хозяина, — форма их симбиотических отношений; 2) Персистентный потенциал микроорганизмов, отражающий их адаптивные возможности — «биомишень» для регуляции взаимодействий микросимбионтов и хозяина; 3) Инфекция — модельная система ассоциативного симбиоза. Реализация этих трёх базовых положений позволит: 1) Отбирать полезные штаммы для пробиотических целей методом межмикробного распознавания «свой — чужой»; 2) Проверять биосовместимость микроорганизмов в препарате; 3) Исследовать функциональную роль микробиоты в регуляции кишечного гомеостаза; 4) Оценивать физиологические возможности цитокинового профиля микросимбионтов.

Микробиология и медицина сегодня начинают по-новому переосмысливать систему «организм человека и населяющие его микроорганизмы». Эта саморегулирующаяся система и есть тот микросимбиоценоз, который многие годы изучается в оренбургской школе академика О.В. Бухарина. Инфекционная симбиология — новое направление, которое изучает взаимосвязи микросимбионтов с организмом «хозяина» при инфекционном процессе, причем, исход этих сложных взаимосвязей и определяет гомеостаз «хозяина». Механизм колонизационной резистентности — сейчас одно из самых загадочных и непонятных направлений в иммунологии, которым мало кто занимается. По сути дела, работы О.В. Бухарина в этом направлении — одни из первых.

В самое последнее время оренбургские микробиологи под руководством О.В. Бухарина выявили, вероятно, самую важную функцию кишечной микрофлоры. При систематическом изучении микросимбиоценоза (третий вектор ассоциативного симбиоза) оказалось, что защита хозяина от вредных микробов осуществляется путём выявления патогенов нормофлорой (бифидобактериями) на основе межмикробного распознавания «свой-чужой». Эта находка объясняет, что механизм защиты при инфекции организм реализует через незаметные бифидобактерии, которые были известны и описаны ещё со времен И.И. Мечникова. Но трудно было предположить, что именно бифидофлора распознаёт «чужаков» и передаёт сигнал опасности дендритным клеткам врожденного иммунитета, организуя системную защиту биотопа. Выявление этой «диспетчерской» функции бифидобактерий — безусловный «прорыв» в расшифровке и понимании механизмов защиты хозяина. Отсюда практический вывод: бифидобактерии — ключевой микробный регулятор гомеостаза (здоровья) кишечной микробиоты, который осуществляет первичную дискриминацию чужеродного материала и участвует в инициальном этапе «сигналинга» регуляции иммунного гомеостаза хозяина.

В настоящее время разработанный О.В. Бухариным метод отбора эффективных и безопасных штаммов для получения новых композиций — синбиотиков позволил создать два эффективных по своему действию биопрепарата, успешно конкурирующих с многокомпонентными коммерческими образцами, вследствие чего открылась перспектива для разработки системы контроля за качеством коммерческой продукции пробиотиков.

В коллективе Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН под руководством О.В. Бухарина созданы мази для лечения гнойных ран. Составлены композиции лекарственных препаратов на «силативите» (кремний органическая основа, разработана в Институте органического синтеза УрО РАН). Препарат оказывает ранозаживляющий эффект за счёт антимикробных средств и усиления пролиферирующих свойств кожи. Другая мазевая композиция на «силативите» оказалась пригодной для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата (артрозы, артриты и др.), что является следствием дисбиозов кишечного биотопа. Препараты отмечены дипломами ряда международных выставок инновационных продуктов (Дюссельдорф 2014, Женева 2014).

В 2015 году О.В. Бухарин сделал доклад на Президиуме РАН, затрагивающий вопрос, вокруг которого в мировой науке сейчас происходит настоящий бум, и показывает, насколько вообще важна физиология как наука. Речь о восприятии организма человека не как отдельного объекта, но как совокупности собственно человеческого тела и триллионов микроорганизмов, своего рода саморегулярующей сети, или, как это называет О.В. Бухарин и его коллеги — микросимбиоценоз.

Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН (г. Оренбург), основателем которого, а затем в течение 15 лет руководителем был О.В. Бухарин, очень скоро стал «меккой» для отечественных исследователей в этом научном направлении — в Оренбурге регулярно проводятся всероссийские конференции по данной тематике, привлекающие большое внимание специалистов.

45 лет О.В. Бухарин преподавал в Оренбургской государственной медицинской академии, пять лет в качестве ассоциативного профессора читал лекционный спецкурс «Введение в инфектологию» на биофаке МГУ им. М.В. Ломоносова. Много сил О.В. Бухарин отдал консолидации разрозненных академических подразделений в Оренбуржье. Он — создатель и руководитель Оренбургского Научного центра Уральского отделения РАН.

Из интервью О.В. Бухарина: «Я оптимист, поэтому я вспоминаю Жореса Алфёрова — нобелевского лауреата: все пессимисты уехали, остались одни оптимисты, у нас молодежь есть, она, может быть, не очень ровно подготовлена, но я себя тешу только одним — это элемент биоразнообразия. Нужно направить человека туда, где он будет пригоден, а в деле — все пойдут».

О.В. Бухарин — создатель школы по инфектологии и симбиологии, им подготовлено 34 доктора и 120 кандидатов медицинских и биологических наук.

Он опубликовал более 550 научных работ, в том числе 25 монографий, получил 115 авторских свидетельств и патентов РФ. Им изданы учебники и руководства по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Для подготовки бактериологов учреждений ГСЭН РФ им разработан комплект учебных пособий и методических материалов, для обучения студентов-медиков — «Руководство по медицинской микробиологии» (2002, 2004), новый лекционный курс для студентов и врачей последипломной подготовки «Основы инфектологии», читаемый в Оренбурге и в Москве (МГУ).

Член редколлегии «Журнала микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии», журнала «Антибиотики и химиотерапия» и ряда других профильных журналов.

Член Президиума УрО РАН, руководитель Оренбургского научного центра Уральского отделения РАН, избирался заместителем директора Южно-Уральского научного центра РАМН, председатель диссертационного Совета.

Член экспертного Совета ВАК, член Всероссийского научного общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов имени И.И. Мечникова, был председателем Регионального отделения Всесоюзного общества «Знание» (1987-1996).

Академик Экологической академии, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Нью-Йоркской академии наук, член Американского общества микроэкологов.

В 1975-1980 гг. избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 9-го созыва.

Член Совета старейшин при губернаторе области.

Заслуженный деятель науки РСФСР.

Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III ст., орденом Почета, орденом М.В. Ломоносова, орденом «Почетный гражданин России», медалью «За трудовую доблесть».

Дважды лауреат премии Правительства РФ.

Удостоен премии РАМН по микробиологии имени В.Д. Тимакова, премии РАН по биологии имени И.И. Мечникова, премии им. В.В. Парина, премии им. С.С. Шварца, медали В.В. Парина.

Отмечен двумя золотыми медалями ВДНХ СССР.

Лауреат ряда губернаторских премий по науке и технике, почетный гражданин Оренбурга.

Ему вручены медали Болгарии, награжден Почетным дипломом и лентой Международного биографического общества (Кембридж, Англия). Его имя внесено в Справочник международных биографий с посвящением «За выдающийся вклад в медицинскую микробиологию» (1997), в «International Who’s who of intellectuals» (1999), в книгу «2000 выдающихся интеллектуалов XXI столетия».