http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=a860174a-4461-4173-b2d4-f3f753fc0335&print=1
© 2024 Российская академия наук

Череп коня и коготь медведя: в Калининградской области исследован некрополь племени скалвов

16.05.2022



 (jpg, 26 Kб)

Арбалетовидная фибула

Экспедиция Института археологии РАН исследовала на левом берегу реки Неман некрополь V–VI веков, принадлежащий племени скалвов (скаловов, скальвов). Это первые за последние 80 лет исследования скалвского некрополя в этом регионе: в последний раз раскопки могильника скалвской культуры на территории современной Калининградской области проводили в 1939 году возле города Тильзит (Советск).

Некрополь Ливенское находится в лесу, на берегу реки Шешупе. Он не был потревожен ни грабителями, ни последующей застройкой. Это обстоятельство позволило археологам полноценно изучить могильник, определить его хронологические рамки и собрать богатую коллекцию артефактов, характеризующих культуру скалвов – племени, населявшего земли в нижнем течении реки Неман и на восточном побережье Куршского залива во второй половине I – начале II тысячелетия.

«На сегодняшний день первые письменные упоминания о западнобалтском племени скалвов относятся к XIII веку. Некрополь Ливенское датируется эпохой Великого переселения народов, V–VI веками нашей эры. Археологические изыскания с привлечением современных методов фиксации, проведение дополнительных междисциплинарных исследований позволит узнать больше об истории региона и населении, обитавшем в этих землях задолго до сообщений о них в орденских хрониках», – сказал научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН, руководитель экспедиции Эдвин Зальцман

 (jpg, 91 Kб)

Начало раскопок

Весной 2022 года экспедиция ИА РАН начала охранно-спасательные работы на грунтовом могильнике Ливенское, получившем название по близлежащему поселку. Археологический памятник был обнаружен в 2016 году. Сначала ученые датировали его широким хронологическим интервалом, но работы 2022 года позволили установить точные временные рамки существования могильника и понять, как изменялась погребальная обрядность в течение почти двух веков.

В могильнике находились грунтовые погребения, совершенные по обряду ингумации (то есть трупоположения) и кремации (трупосожжения). Изучение стратиграфии могильника показало, что более древними являются погребения с ингумациями: они были совершены ранее, чем погребения с кремациями. На многих погребениях сохранились остатки каменных кладок. Антропологи провели первичное обследование останков и установили, что в могильнике погребены мужчины и женщины всех возрастных групп, но для получения более детальной информации потребуются дополнительные исследования.

«На могильнике мы нашли как погребения по обряду ингумации, так и кремации, причем кремации представлены во всем своем многообразии: от крупных компактных скоплений останков, очищенных от угля, до разрозненных мелких костей вперемешку с мелкой угольной пылью. Останки принадлежат погребенным всех половозрастных групп: мужчинам, женщинам и детям. К раскопкам на памятнике были привлечены специалисты различного профиля, некоторые из них консультировали археологов удаленно. Мы отобрали образцы костной ткани человека и животных для дальнейших исследований в лабораторных условиях (например, для возможных генетических исследований, реконструкции системы питания и миграционных процессов населения). Собраны грунта для спорово-пыльцевого исследования, а также образцы органики для уточнения состава остатков органических изделий», – пояснила научный сотрудник отдела теории и методики ИА РАН Екатерина Клещенко.

(jpg, 62 Kб)

Кремация с каменной вкладкой

Археологи собрали значительную коллекцию артефактов, среди которых – украшения, детали костюма, предметы быта. В числе самых интересных находок – бронзовые арбалетовидные фибулы, украшенные припаянными серебряными пластинками с пуансонным орнаментом: подобные фибулы характерны для погребений западных балтов в V веке. Еще одна находка, характерная для этой части балтского мира в V–VII веках – бронзовые браслеты с расширяющимися концами. Также исследователи обнаружили разнообразные проволочные перстни, поясные пряжки, изготовленные из бронзы и небольшие бусины из янтаря, в том числе выточенные на токарном станке.

Кроме украшений и деталей костюма, в одном из погребений был найден железный втульчатый топор и небольшой черешковый нож. Часть погребального инвентаря – это керамические лепные сосуды.

(jpg, 63 Kб)

Слева: погребение по обряду кремации с погребальным инвентарем. Справа: Бронзовый баслет V в н.э. in situ.

Но самые яркие находки, характеризующие погребальный обряд скалвов – это захоронения с останками животных. Часть из них типичны для западных балтов. Например, это захоронения частей туш молодых лошадей, причем в могилы помещали только головы животных. Любопытно, что в таких захоронениях кроме останков животного, может полностью отсутствовать другой погребальный инвентарь.

Исключение из этого ряда составляет захоронение целой туши молодой лошади с удилами, рядом с которыми находились янтарные бусы и бронзовые спиральные кольца. Еще одна интересная находка связана с другим животным, занимающим важное место в мифологических представлениях балтов – в одной из кремаций археологи обнаружили сожженную когтевую фалангу медведя. Когтевые фаланги медведей нередко встречаются в могильниках с кремациями на территории Восточной Европы на протяжении всего I тысячелетия.

 (jpg, 36 Kб)

Слева: погребение головы коня с удилами. Справа: коготь медведя из погребения

Особенности погребального инвентаря позволили датировать эти захоронения эпохой Великого переселения народов и отнести их к периоду с V по VI век.

«Материальная культура скалвских племен предположительно наиболее близка культуре куршей, с которыми они соседствовали. Погребальный обряд местного населения, оставившего эти памятники, характеризуется сосуществованием двух обрядов погребения – трупосожжением и трупоположением. Последний, видимо, является наиболее ранним. В ряде случае рядом с погребенным хоронили коня или его голову. Но к началу второго тысячелетия уже превалировала другая традиция – кремации, или трупосожжение», – отметил Эдвин Зальцман.

Как пояснил ученый, археологические памятники, принадлежащие культуре скалвов, сконцентрированы в районе нижнего Немана. Один из самых известных памятников – это могильник Ржевское (Линкунен), расположенный приблизительно в 30 км западнее Ливенского, возле города Советск. Некрополь Ржевское использовался продолжительное время: от эпохи римского влияния до эпохи викингов. Это был очень крупный могильник, в котором археологи исследовали не менее 1200 грунтовых погребений. Недалеко от некрополя были найдены два поселения, вероятно, связанные с могильником. Эти поселения до сих пор не изучены.

«Древности из погребений, относящихся к эпохе викингов, отличались наибольшим богатством. Вероятно, элита скалвов контролировала участок Неманского торгового пути, проходящего через их владения, что и объясняет обилие и разнообразие погребального инвентаря», – объяснил ученый.

 (jpg, 61 Kб)

Отбор образцов на пыльцу из сосуда


Пресс-служба Института археологии РАН:
press@iaran.ru