Будущее агрошкол обсудили члены Комиссии РАН по развитию агрообразования и производственного воспитания

20.12.2024



Участники заседания обсудили вопросы, стоящие перед агрошколой России, в том числе — развитие кадрового потенциала для сельского хозяйства, повышение профессиональной квалификации педагогов, обновление нормативно-правовой и материальной базы, а также развитие флагманских образовательных учреждений в области сельского хозяйства в рамках базовых школ РАН. Собрание прошло 19 декабря в Российской академии наук.

Открывая заседание, председатель Комиссии академик РАН Сергей Соловьёв отметил, что дети школ-хозяйств и агрошкол должны «становиться в ряд» тех работников, которые будут развивать агропромышленный комплекс России. И поскольку сельские территории отвечают за производственные мощности страны, важно создать комфортные условия для их жителей.

Будущее агрошкол обсудили члены комиссии ран по развитию агрообразования и-1.jpg (jpg, 56 Kб)

«Наша Комиссия может сформировать те задачи, которые мы могли бы совместно решить для развития агропромышленного комплекса и человека, который живёт на селе и чувствует себя полновластным хозяином своих территорий», — сказал академик.

Руководитель общественно-педагогического движения школ-хозяйств и агрошкол России Елена Шишмакова подчеркнула необходимость создания в рамках Комиссии проекта «Базовые школы РАН по развитию производственного воспитания и агрообразования». Он мог бы охватить образцовые школы, которые являются экспертами в области производственного воспитания и агрообразования.

Будущее агрошкол обсудили члены комиссии ран по развитию агрообразования и-2.jpg (jpg, 54 Kб)

«В этих школах уже сложились свои практики, социокультурные позиции. И главное, в основе этих школ находится детско-взрослое производство <…> Они нацелены на структуру благоприятного развития села», — сказала она.

В проект отобраны 12 школ-флагманов из сёл и малых городов России, которые обладают традициями производства, кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся и развития у них основ научной деятельности в производственных процессах, добавила Елена Шишмакова.

Кроме того, предполагается, что эти 12 школ войдут в экспериментальную группу по апробации учебников и учебных пособий дополнительного образования по направлению сельскохозяйственной науки и сельскохозяйственного производства, рассказал начальник Управления научно-методического руководства и экспертной деятельности РАН Сергей Сидоренко.

Заместитель президента РАН академик Пётр Чекмарев затронул проблему дефицита кадров для сельского хозяйства и пояснил, что нехватка специалистов начинается со школ — всё меньше учащихся идут работать на сельскохозяйственные предприятия. Поэтому необходимо заниматься повышением профессиональной квалификации педагогов и укреплением материально-технической базы, на которой школьники могли бы осваивать основы хозяйственной деятельности.

Будущее агрошкол обсудили члены комиссии ран по развитию агрообразования и-3.jpg (jpg, 53 Kб)

С точки зрения высшего образования по аграрным специальностям, прорабатывается вопрос перехода с бакалавриата на пятилетнее образование, чтобы студенты после второго курса получали рабочие профессии и уже во время учёбы были востребованы на предприятиях промышленного комплекса, рассказал генеральный директор Ассоциации «Агрообразование» Виктор Бердышев.

«После третьего и четвёртого курса они могут применять полученные знания на полях и фермах. Планируется, чтобы практика проводилась от весны до осени, чтобы студенты могли работать на всех сезонах сельскохозяйственных работ. С одной стороны, это будет поддержкой сельхозтоваропроизводителей, а с другой — получением практических навыков», — добавил он.

Будущее агрошкол обсудили члены комиссии ран по развитию агрообразования и-4.jpg (jpg, 43 Kб)

Кроме того, развитию агрообразования способствовали бы появление в законе об образовании понятия «агроклассов» и включение дополнительного образования, связанного с сельским хозяйством, в государственный образовательный стандарт. Российская академия наук и, в частности, настоящая Комиссия должны вынести эти вопросы на уровень министерств, помочь добиться их правового осмысления, считает Виктор Бердышев.

В свою очередь, доктор экономических наук Анатолий Вифлеемский отметил, что необходимо обновление нормативно-правовой базы агрообразования, поскольку в действующем Федеральном законе не предусмотрено приобщение детей к труду в той мере, которая необходима для практического освоения производственных навыков.

Президент Ассоциации содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол России Татьяна Хударова добавила, что законодательное закрепление статуса школы-хозяйства обосновало бы необходимость выделения финансирования на содержание хозяйства.

Будущее агрошкол обсудили члены комиссии ран по развитию агрообразования и-5.jpg (jpg, 64 Kб)

По прогнозам ФАО, для обеспечения растущего спроса производство говядины в мире до 2031 года должно вырасти на 8% — до 76 млн тонн. Странами, способными нарастить поголовье мясного скота для поставки на экспорт, остаются Россия и Казахстан. С одной стороны, в связи с этой уникальной экономической возможностью в отрасли стоит задача увеличения поголовья КРС и улучшения генетики животных. С другой, сохраняется тенденция старения населения, привыкшего держать скот, и перемещение молодого населения в крупные агломерации.

«Запуск идеологии агрошколы как хозяйства — это не попытка решить кадровую проблему крупнопромышленных отраслей, это попытка создать условия для воспитания в детях желания остаться там, где они родились <…> Взаимодействие бизнеса с агрошколами позволит создать замкнутый цикл, внутри которого семьи, которые вовлечены в коммерческую деятельность, фактически видят инструменты для того, чтобы развивать свою жизнь на этой территории», — уверен генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк.

Будущее агрошкол обсудили члены комиссии ран по развитию агрообразования и-6.jpg (jpg, 49 Kб)

Заместитель директора Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Валентин Климов рассказал, что в развитии агрообразования должны быть задействованы современные технологии. Например, тренажёры виртуальной реальности способны снизить стоимость обучения специалистов, а системы дистанционного обучения помогут связывать территориально распределённые образовательные учреждения.

Будущее агрошкол обсудили члены комиссии ран по развитию агрообразования и-7.jpg (jpg, 54 Kб)

Комиссия РАН по развитию агрообразования и производственного воспитания — консультативный и экспертный орган РАН, созданный инициативной группой в целях содействия развитию и научно-методической поддержки экспертных систем и сообществ агрообразования и производственного воспитания школ-хозяйств и агрошкол.

Одна из основных задач Комиссии — способствовать укреплению статуса школ-хозяйств и агрошкол России, который позволит этим успешным образовательным учреждениям своей продуктивной инфраструктурой обеспечивать решение, кадровых, экономических, духовно-нравственных задач страны; расширению их сети, совершенствованию их практик на основе отечественных технологий образования, интеграция традиционного и инновационного ресурсного потенциала этих школ в целях обеспечения национальной безопасности.

©РАН 2024