http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=c2415e42-eec0-48ba-8431-9997cf015532&print=1
© 2024 Российская академия наук

Институтам РАН обещана размеренность

17.01.2014



Организации РАН официально перешли “под крыло” Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Этот факт узаконен обнародованным после новогодних праздников распоряжением правительства от 30 декабря 2013 года, которое утверждает перечень организаций, подведомственных ФАНО. В список включены 826 федеральных государственных учреждений и 181 федеральное государственное унитарное предприятие всех трех объединяемых академий (РАН, РАМН, РАСХН). Среди них научные институты (в том числе региональных отделений РАН), региональные научные центры, предприятия научного обслуживания и ведомственной социальной сферы (Дома ученых, больницы и поликлиники, детские сады).
Входят в этот перечень и те структуры, которые Владимир Путин, откликнувшись на просьбу президента РАН Владимира Фортова, посчитал возможным оставить в ведении академии. Речь, напомним, шла о примерно 20 институтах общенаучного профиля, музеях, архивах, библиотеках, издательствах. Выступая недавно на встрече с профсоюзным активом РАН, главный ученый секретарь Президиума РАН Игорь Соколов сообщил, что, согласно закону о реорганизации РАН (№253¬ФЗ от 27 сентября 2013 года), в ФАНО должны быть переданы все подведомственные академии учреждения и предприятия. Часть из них в РАН может быть возвращена, но только после внесения в закон соответствующих изменений.
Газете “Поиск” Игорь Анатольевич сообщил, что работа над подготовкой этих корректировок в академии ведется, но завершена она будет, скорее всего, после первого Общего собрания объединенной РАН. Предполагается, что поправки будут представлять собой не реестр организаций, а принципы, по которым они будут выбираться. Академии предстоит аргументировать, какие именно структуры ей необходимы для выполнения возложенных на нее новым законом функций. Так что, по словам академика Соколова, руководство РАН не собирается упускать шанс вернуть часть потерянного.
Судьба же всех остальных бывших рановских организаций отныне и, видимо, надолго связана с ФАНО. О том, как будет складываться их жизнь в ближайшее время, много говорилось на состоявшемся в конце декабря рабочем совещании с участием представителей агентства, Президиума Академии наук и руководителей институтов. “Поиск” уже рассказывал об этом мероприятии, но, так как интерес к событиям вокруг РАН велик, мы решили осветить еще несколько обсуждавшихся на встрече моментов.
Будучи специалистом по финансам, глава агентства Михаил Котюков уделил немало времени (презентация к докладу вывешена на сайте РАН) вопросам управления поступившими в распоряжение ФАНО денежными ресурсами и имуществом. Он объяснил, в частности, почему совокупный бюджет РАН и ФАНО 2014 года “просел” на 2% по сравнению с первоначальными проектировками на трехлетие. Оказывается, оптимизация расходов, подразумевающая, в том числе, сокращение субсидий бюджетным и автономным учреждениям, произошла в результате перераспределения средств в пользу приоритетных задач, в первую очередь ¬ на реализацию указов президента от 7 мая 2012 года. Интересно, что среди приоритетов, для решения которых у академических институтов отняли часть средств, числится и повышение уровня оплаты труда ученых. Однако кардинального улучшения в этом вопросе, как известно, не ожидается.
Прозвучала из уст главы ФАНО и хорошая новость. В бюджетный процесс федерального уровня внесены изменения, в соответствии с которыми остатки средств по госконтрактам могут переноситься на следующий год. Так, неизрасходованные к концу 2013 года деньги можно оставить на 2014¬й или закупить на них все необходимое для будущей работы и сформировать переходящий запас. Теперь ученым нет нужды в авральном порядке тратить средства, чтобы они не ушли в бюджет, а потом в январе¬феврале сидеть на голодном пайке.
Отвечая на вопросы из зала, Михаил Михайлович сообщил, что институтам не запрещена внебюджетная деятельность. Медицинские организации должны разработать порядок определения стоимости предоставляемых ими платных услуг вместе с ФАНО, остальные структуры, как и раньше, утверждают свои расценки сами.
В РАН существовала практика резервирования средств для обеспечения неожиданно возникших форсмажорных обстоятельств. Поэтому некоторые директора обратились к руководителю агентства с просьбами по поводу обеспечения неотложных нужд наступившего года. Речь шла об увеличении ассигнований для НИИ, арендующих помещения у муниципальных и федеральных структур, на содержание научного флота, на оплату земельного налога, который в некоторых регионах вырос в разы и даже на порядок.
На все эти вопросы ответ был один: бюджет ФАНО полностью распределен, там резервов нет. Дополнительное финансирование придется добывать, участвуя в целевых программах, выигрывая гранты научных фондов, обращаясь за поддержкой в разные министерства. Так, Минфин заложил средства на компенсацию земельного налога, правда, предстоит разобраться, могут ли на них претендовать академические институты. Агентство будет помогать своим организациям налаживать взаимодействие с федеральными ведомствами и оперативно готовить необходимые документы, пообещал Михаил Котюков.
Первым результатом переговорной деятельности с правительственными структурами стало выданное бывшим организациям РАН разрешение еще некоторое время работать по старым уставам. В январе¬феврале 2014 года они должны внести в уставы поправки, связанные с изменением подведомственности, а к 1 мая ¬ уточнить основные документы с учетом требований действующего законодательства и особенностей деятельности конкретных организаций.
Как выяснилось на встрече, социальные пакеты сотрудников новой академии в скором времени “похудеют”. Ведомственную медицину, которая была гордостью РАН, ждут нелегкие времена. В федеральном бюджете 2014 года на амбулаторную помощь лимиты сокращены вдвое по сравнению с 2013¬м, а в 2015¬2016 годах средства на поликлиники в бюджете ФАНО не предусмотрены вообще. На стационарное звено в 2014 году выделяются две трети, а в 2015¬2016 годах ¬ половина от того, что было раньше. Эти решения, по словам главы ФАНО, вытекают из принятого в 2010-2011 годах пакета законов по реформе здравоохранения.
Фактически академическая медицина теперь будет жить на средства медицинского страхования. Понятно, что это не лучшим образом скажется на качестве обслуживания ведомственного контингента. Санаториям финансирование в 2014 году сохранено на уровне, предложенном академией, сообщил М.Котюков.
По больному вопросу, касающемуся управления перешедшим в ФАНО земельно¬имущественным комплексом, Михаил Котюков высказался лишь в общих чертах. Он заверил собравшихся, что базовыми принципами этого процесса станут законность, прозрачность, ориентация на интересы академических организаций. Работа с имуществом и землями должна четко регламентироваться, а все важные решения приниматься на коллегиальной основе, в рамках соответствующих комиссий, убежден руководитель ФАНО.
Для начала агентство определит принципы взаимодействия с институтами по этому вопросу и сформирует базу данных имущественного комплекса подведомственных организаций. Выяснив, в каком состоянии находится вопрос оформления прав на недвижимость, ФАНО вплотную займется устранением огрехов. “Наша совместная задача ¬ зарегистрировать права собственности Российской Федерации и вещные права подведомственных организаций на все сто процентов объектов, перешедших в ведение ФАНО”, ¬ отметил Михаил Михайлович.
Сегодня регистрационный процесс не везде завершен ¬ во многом из¬за отсутствия у институтов средств на проведение необходимых бюрократических процедур. “Понимаю, что это вопрос затратный, ¬ признал М.Котюков. ¬ Будем готовить соответствующую программу и искать финансирование”. Следующим этапом, по его словам, будут проведение анализа эффективности использования имущественного комплекса и выработка предложений по повышению соответствующих показателей.
Глава ФАНО также представил руководителей некоторых управлений агентства, среди которых оказалось немало сотрудников РАН, РАМН, РАСХН. Так, Управление координации и обеспечения деятельности учреждений в сфере науки возглавил бывший заместитель академика¬секретаря Отделения физических наук РАН Михаил Романовский. Именно в его департаменте будут кураторы институтов, задачей которых станет непосредственное взаимодействие с подведомственными организациями. Начальником Управления координации и обеспечения деятельности учреждений в сфере медицинских наук и социальной сфере ФАНО стал Николай Гончаров, работавший начальником Медицинского центра Академии наук. Должность заместителя руководителя Финансового управления ФАНО получил бывший замначальника Финансово-экономического управления РАН Андрей Иванов.
Затронули на встрече и вопрос грядущей оценки эффективности институтов. Михаил Котюков отметил, что ФАНО будет вести ее в соответствии с имеющимися нормативными документами и при этом с помощью ученых постарается учесть специ¬фику разных областей науки.
Представителей регионов, конечно, волновало, когда заработают территориальные органы ФАНО. Выяснилось, что случится это не раньше, чем Академия наук примет новый устав, в котором будут прописаны функции ее региональных отделений. “Мы должны синхронизировать с РАН эту деятельность, чтобы потом принимать согласованные решения”, ¬ заявил М.Котюков. Он пояснил, что территориальные органы не будут заниматься финансовыми вопросами, поскольку те находятся в исключительном ведении агентства. Представительствам ФАНО, скорее всего, будут переданы лишь полномочия по организационной работе с подведомственными организациями.
Ответил руководитель агентства и на вопросы о судьбе служебного жилья и общежитий для молодых ученых. Если такие объекты числятся на балансе РАН и научных центров, они там и останутся, заявил он, в ФАНО будут переданы только помещения, принадлежащие институтам.
Выступавшие на встрече директора институтов выражали надежду на то, что переход академических организаций в новый статус произойдет с минимальными потерями, а возможно, даже послужит развитию науки.
Поиск, Надежда ВОЛЧКОВА