http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=c9587a89-abf4-4577-bcf4-e28bb6029aaf&print=1© 2024 Российская академия наук
В С Е Р О С С И Й С К И Й П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й С О Ю З Р А Б О Т Н И К О В Р О С С И Й С К О Й А К А Д Е М И И Н А У КП Р Е Д С Е Д А Т Е Л Ь П Р О Ф С О Ю З А119334 Москва, ул. Бардина,6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс:(499)1352064, тел. 1353016 E-mail: profras@prof.ras.ru 25 января 2021 г. №19
Председателю Правительства Российской ФедерацииМишустину М.В.
Глубокоуважаемый Михаил Владимирович!
31 декабря 2020 года Правительство Российской Федерации утвердило Программу фундаментальных научных исследований РФ на долгосрочный период (далее - ПФНИ). Всероссийский профессиональный союз работников Российской академии наук об (далее - Профсоюз), после ознакомления с данным документом, выражает мнение что объем бюджетного финансирования ПФНИ установлен на неадекватно низком уровне.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3684-р устанавливает ресурсное обеспечение ПФНИ (за исключением объема финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований в интересах обороны страны и безопасности государства) в объеме от 183,3 млрд. рублей в 2021 году до 241,9 млрд. рублей в 2030 году. Соответственно, за десятилетний период объем финансирования Программы должен вырасти в номинальном выражении всего на 32 %.
Один из целевых показателей ПФНИ – вклад этой программы в удельный вес бюджетных расходов на фундаментальные исследования в валовом внутреннем продукте, который устанавливается на уровне 78,8 % на весь период действия ПФНИ (2021 – 2030 года). Это означает, что и объем бюджетного финансирования фундаментальных исследований в целом в номинальном выражении также возрастет за десять лет всего на 32 %.
Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» предусматривает уровень инфляции, не превышающий 3,7 % в 2021 году и 4 % в 2022 и 2023 годах. Можно с высокой вероятностью предположить, что в последующие годы уровень инфляции вряд ли опустится ниже 3 %. Если такое предположение окажется справедливым, то реальный объем бюджетного финансирования фундаментальных исследований в 2030 году по сравнению с 2020 годом даже незначительно сократится. Фиксация уровня бюджетного финансирования фундаментальных исследований на уровне не выше 2020 года означает, что полноценная конкуренция с лидирующими странами невозможна и, соответственно, невозможно достижений целей в области науки, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года. № 204 и от 21 июля 2020 года № 474.
К примеру, среди целевых показателей ПФНИ указано, что в ее рамках будет публиковаться 70 % от общего числа статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международной базе данных Web of Science. Таким образом, подготовка, как минимум 70% общего числа статей, напрямую зависит от расходов федерального бюджета. Можно предположить, что заметная часть из оставшихся 30 % статей должна быть опубликована по результатам исследований, профинансированным за счет средств федерального бюджета, выделенных на проведение фундаментальных исследований вне рамок ПФНИ. Достижение цели национального проекта «Наука» по месту Российской Федерации в рейтинге по удельному весу в общем числе статей в ведущих мировых базах данных по научным публикациям требует удвоения числа российских публикаций. При сохранении существующего уровня бюджетного финансирования фундаментальных исследований, очевидно, не будет возможностей ни для заметного улучшения материально-технического обеспечения научных исследований, ни для увеличения числа исследователей в организациях-исполнителях ПФНИ. Более того, поставленная в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 цель обеспечения темпа устойчивого роста доходов населения означает, что должно иметь место увеличение реальной заработной платы граждан России. Соответственно, должна расти и заработная плата научных сотрудников: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 устанавливает, что заработная плата научных сотрудников должна быть не ниже 200 % от среднерегиональной. Таким образом, организациям-исполнителям ПФНИ будет затруднительно поддерживать численность научных сотрудников даже на текущем уровне.
С учетом поставленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 задачи обеспечения темпа роста ВВП России выше среднемирового, т.е. на уровне не ниже 3 %, ВВП России в номинальном выражении к 2030 году вырастет заметно больше, чем только с учетом инфляции. Даже консервативные оценки показывают, что доля бюджетного финансирования фундаментальных исследований в ВВП сократится, как минимум, на четверть. Не ясно, как это сочетается с установленной Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035 года целью увеличения внутренних расходов на исследования и разработки до уровня не ниже 2 % ВВП. Для достижения паритетного соотношения частных и государственных инвестиций в исследования и разработки логично стимулировать вложения бизнеса в прикладные исследования и разработки, увеличивая при этом бюджетное финансирование фундаментальных исследований, во всем мире являющихся зоной ответственности государства, с целью доведения его уровня по отношению к ВВП до уровня развитых стран Европы, США, Японии и Южной Кореи.
В связи с изложенным выше Профсоюз предлагает срочно внести изменения в ПФНИ в части объемов ее бюджетного обеспечения, учитывая реальные финансовые потребности сектора фундаментальных исследований. По мнению Профсоюза, при определении объемов бюджетного обеспечения ПФНИ следует исходить из проведенной Российской академией наук оценки объемов бюджетного финансирования фундаментальных исследований, необходимых для развития науки и выполнения поставленных Президентом Российской Федерации задач. По оценкам Российской академии наук, совпадающим с оценками Профсоюза, уже в ближайшие годы финансирование фундаментальных исследований должно выйти на уровень не менее 0,3 % ВВП.
Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин
(pdf, 3 Мб)
Источник: Всероссийский Профсоюз работников РАН