http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=cb9e5469-6cd5-4e91-9292-386e1b5cb0c2&print=1© 2024 Российская академия наук
В четверг 25 апреля состоялось заседание Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Одним из вопросов повестки дня стало рассмотрение проекта №121975-6 Федерального закона. Данный законопроект носит длинное название, которое в новой редакции выглядит следующим образом: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Законопроект готовится ко второму чтению и предполагается, что, в случае положительного итога голосования, он будет принят до летних «парламентских каникул», и вступит в силу с сентября 2013 года.
Детали и обстоятельства сначала парламентских слушаний, а затем заседаний рабочей группы по подготовке поправок к данному законопроекту были ранее освещены в информационных сообщениях А.С. Миронова и М.Ю. Митрофанова, а также обсуждались на Центральном Совете профсоюза 4 апреля и на Оперативных совещаниях 6 марта и 17 апреля.
Заседание Комитета по образованию подвело итоги работы, выполненной рабочей группой, депутатами и представителями министерств и ведомств. В известной степени, подводился итог и нашей работы по контролю восполнения «выпавших» из законодательства гарантий по обязательным ежемесячным выплатам научным работникам, имеющим степени доктора и кандидата наук.
Председательствовавший на заседании руководитель Комитета по образованию В.А. Никонов, предваряя обсуждение данного вопроса повестки дня, отметил, что число законодательных актов, так или иначе затрагиваемых в проекте Федерального закона, достигло 180. Характерной деталью, указывающей на масштабность проведенных ко второму чтению преобразований документа, являются начальные слова последней по порядку следования поправки к проекту: «Статью 104 считать статьей 172». Проект закона занимает 350 страниц, не считая поправок к Закону «О науке и государственной научно-технической политике» (Закон о науке) на 33-х страницах и двух добавочных страниц с 6-ю пунктами новой редакции ст.172.
На заседании комитета самые свежие поправки, относящиеся к Закону о науке, послужили темой дискуссии, поддержанной В.А. Никоновым, статс-секретарем министерства образования и науки Н.В. Третьяк и председателем ВАК В.М. Филипповым. Были приняты формулировки, на которые следует обратить особое внимание Советам молодых ученых. В частности, предполагается, что в Закон о науке будут внесены новые положения, касающиеся порядка утверждения научных степеней и порядка выдачи дипломов об этом. Также будет предусмотрено введение переходного периода, вслед за которым понятие «соискательства» из способов получения степени кандидата наук исчезнет вовсе. Для всех без исключений станет обязательным обучение в аспирантуре, которое будет вестись по новым, существенно повышенным требованиям к содержанию образовательных программ. Правда, закончить аспирантуру можно будет и экстерном - с последующей защитой диссертации.
И на заседаниях рабочей группы, и на заседании комитета неоднократно подчеркивалось: в проект закона должны войти только те поправки, которые носят «технический характер», то есть напрямую вытекают из Закона об образовании, конкретизируют те или иные его положения, устраняют дублирование, противоречия или несовпадение формулировок. Новации, не отвечающие данному правилу, вне зависимости от их насущной необходимости, депутаты решили в рамках рассмотрения законопроекта отклонять.
Порядок рассмотрения законопроекта включал нескольких этапов. Вначале комитет единым пакетом проголосовал за поддержку поправок, которые были включены в группу рекомендованных к принятию и представлены в виде сводной таблицы . Затем отдельно были рассмотрены и поддержаны (с дополнениями) поправки к статьям, вносящим изменения в Закон о науке и новая расширенная редакция ст.172 проекта, фрагмент из которой будет процитирован далее. Эти статьи проекта закона не вошли в подготовленный к заседанию текст проекта и были представлены отдельно вместе с соответствующей сводной таблицей поправок , а часть из них и вовсе была поддержана при рассмотрении «с голоса». Поправки были внесены на рассмотрение комитета депутатами Л.И. Швецовой, В.А. Никоновым и Н.А. Дегтяревым .
Наконец, было предложено постатейно рассмотреть, рекомендуемые к отклонению поправки, сведенные в отдельную таблицу. Если авторы поправок или их представители не проявляли инициативы и не настаивали на рассмотрении, обсуждение не происходило. Правом высказать свое мнение и получить комментарии и разъяснения воспользовались, в частности, депутат В.Е. Шудегов и представители вносившей свои поправки группы депутатов из Совета Федерации. Было решено рекомендовать к отклонению все 83 поправки из списка.
От имени Профсоюза работников РАН удалось получить развернутый ответ о судьбе одной поправки, предложенной руководителем комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы академиком В.А. Черешневым. (Напомню, что ранее РКК-Наука и ПР РАН отправили в комитет письмо в поддержку инициативы В.А. Черешнева). Весь блок поправок академика Черешнева был в списке рекомендуемых к отклонению, но ПР РАН, главным образом, волновала судьба одной из них. Подробная информация об этой поправке, предполагавшей внести специальное положение о размере надбавок за степень в текст Закона о науке, была представлена в предыдущем информационном сообщении. При обсуждении В.А. Никонов разъяснил, что вместо поправки, предложенной В.А. Черешневым, в проект закона включена другая, предназначенная решить ту же проблему. То есть, в результате был реализован вариант, который обсуждался на заседаниях рабочей группы и сопровождавших их консультациях. Отменяемые выплаты за степени кандидатов и докторов наук будут компенсированы должностными окладами. Как именно это произойдет, нам всем еще предстоит уяснить.
В таком подходе есть свои минусы. Так, эта одобренная комитетом формулировка потребует существенно большей адаптации действующей системы оплаты труда к требованиям закона, чем вариант академика Черешнева. Но Профсоюз РАН лишен права законодательной инициативы (в том числе не может напрямую предлагать свои поправки в готовящиеся проекты законов). Так как поправка академика Черешнева рекомендована к отклонению профильным комитетом и имеет мало шансов войти в итоговый текст закона, было важно, чтобы в проекте закона присутствовал хотя бы «альтернативный» (с точки зрения профсоюза) вариант. Оставался риск того, что с отменой действовавших ранее законодательных актов, регламентирующих «степенные выплаты», интересы работников РАН могут быть забыты в суете подготовки обширного документа, и в образовавшуюся правовую лакуну с треском «провалится» около 10% всего фонда заработной платы. Такой риск предотвращен, и эту часть нормальной «лоббистской» работы мы (представители профсоюза) на данном этапе выполнили.
В ходе рабочих консультаций с В.А. Никоновым и директором правового департамента Министерства образования М.Б. Лукашевич мы сделали нужные уточнения, прояснили необходимые и желательные правовые последствия. Все это вылилось в фрагмент представленных от имени депутатов Л.И. Швецовой, В.А. Никонова и Н.А. Дегтярева поправок.
Итак, пункт 4 ст.172 новой редакции проекта закона выглядит следующим образом: «Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям работников, занимающих в финансируемых за счет средств федерального бюджета научных организациях штатные должности, по которым в соответствии с квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени, включаются размеры выплат за ученую степень, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней».
В таком виде поправка аналогична формулировке использованной в ст.108 вступающего в действие с сентября Закона об образовании. Плюс этой формулировки в том, что она поддержана депутатами крупнейшей фракции парламента, в том числе вице-спикером Государственной Думы, одобрена Комитетом по образованию и согласована с представителями Министерства образования и науки.
Хотелось бы отметить, что по ряду позиций, думаю, все в профсоюзе будут солидарны с депутатами и представителями Министерства. При рабочих консультациях с М.Б. Лукашевич, состоявшихся ранее, и в комментариях Н.В. Третьяк на заседании комитета было подтверждено, что важнейшим приоритетом для всех нас является недопущение уменьшения доходов работников, сохранение обязательной составляющей заработной платы и бесперебойное ее начисление при вступлении в действие новых законов с сентября 2013 года.
Был обсужден и еще один важный вопрос. В.А. Никонов и члены комитета в ходе инициированного Профсоюзом РАН обмена мнениями отметили, что принятие данной формулировки закона не может быть основанием для уменьшения бюджетных обязательств по обеспечению фонда заработной платы и соответствующих субсидий государственным академиям в последующие годы. Такая солидарность с позицией профсоюза очень отрадна, хотя, конечно, цыплят по осени считают.
Впереди серьезная работа. Шансы на принятие закона «до лета» очень высоки. Очевидно, что необходимо готовить и согласовывать внутриакадемические документы и, возможно, проекты законодательных актов. Они будут призваны полностью регламентировать переход к новым принципам начисления окладов и обеспечить сохранение размеров обязательной составляющей заработной платы. Наверняка потребуется и правка коллективных и индивидуальных трудовых договоров.
Член Комиссии Центрального совета профсоюза по работе с руководством РАН, Федеральным Собранием, Правительством РФ и общественными организациями Михаил Митрофанов
P.S. Профсоюз работников РАН совместно с работниками Президиума РАН ведет работу по подготовке указанных выше документов для РАН. Отмечу, что наша общая позиция по данному вопросу проста: «Надо сделать все возможное чтобы сотрудники РАН не пострадали».
Председатель профсоюза В.П. Калинушкин
Источник: Профсоюз работников РАН