Сотрудники Института физики прочности и материаловедения СО РАН (Томск) выяснили, что защитные экраны с разнесённой структурой в виде разделённых промежутками слоёв позволяют уберечь спутники от повреждений при столкновениях с космическим мусором гораздо эффективнее, чем монолитные пластины. Так, согласно моделированию, если обломки летят с высокими скоростями порядка 10–15 километров в секунду, монолитные конструкции полностью разрушаются, а разнесённые сохраняют до 20 % своей структуры.
Полученные данные помогут улучшить защиту космических аппаратов и продлить их срок службы. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Acta Austronautica.
С каждым годом на орбите Земли становится всё больше космического мусора: в настоящее время там находится более 30 тысяч отслеживаемых объектов, в числе которых обломки старых спутников и фрагменты ракет. Они представляют угрозу для действующих аппаратов, поскольку за секунду преодолевают расстояния до 15 километров. На такой скорости даже небольшая частица способна пробить корпус спутника и повредить оборудование, тем самым приведя к его сбою или полному выходу из строя. Поэтому для защиты спутников используются специальные барьеры, которые могут быть либо монолитными — в виде единого листа металла, — либо разнесёнными, то есть многослойными с промежутками между слоями. Промежутки позволяют рассеивать энергию удара и уменьшать разрушительное воздействие от столкновения. Монолитные барьеры при поглощении энергии удара полагаются только на свою толщину. Однако до сих пор оставался открытым вопрос, какие из них более эффективны.

Исследователи за работой. Слева направо: к.ф.-м.н. Станислав Батуев, д.ф.-м.н. Андрей Радченко, д.ф.-м.н. Павел Радченко
Исследователи из ИФПМ СО РАН с помощью моделирования определили, какие защитные конструкции лучше справляются с угрозой повреждения космических аппаратов. Они использовали метод конечных элементов — способ, позволяющий моделировать поведение сложных объектов под воздействием различных факторов. С помощью собственного программного обеспечения учёные спроектировали столкновение частиц алюминия размером от 3,2 до 5 миллиметров, движущихся со скоростями от 3 до 15 километров в секунду, с монолитными и разнесёнными экранами из алюминия. Этот металл авторы выбрали потому, что он широко применяется в конструкциях космических аппаратов.
Моделирование позволило воспроизвести условия гиперскоростного столкновения и оценить, как экраны ведут себя при ударе. Результаты показали: разнесённые барьеры защищают лучше. Так, при скоростях около 3 километров в секунду монолитные барьеры пропускали сквозь себя крупные фрагменты, тогда как при столкновении с разнесёнными барьерами частицы алюминия разбивались на более мелкие части. Размер осколков в этом случае сокращался на 40—60 %.
На скоростях порядка семи километров в секунду разнесённые барьеры формировали более плотное и менее разрушительное облако обломков по сравнению с монолитными. Учёные также оценили разрушительный потенциал обломков. Для разнесённых барьеров этот показатель оказался в 2,5 раза ниже, чем для монолитных экранов при максимальных скоростях столкновений. Благодаря этому риск повреждения критически важных компонентов спутников может быть существенно снижен, а их работоспособность сохранится даже при столкновении с высокоскоростным космическим мусором.
При самых высоких скоростях — 10—15 километров в секунду — разнесённые конструкции сохраняли до 20 % своей структуры, в то время как монолитные полностью разрушались.
«В условиях космоса разнесённые барьеры позволят повысить надёжность спутников, снизить затраты на их эксплуатацию, продлить срок службы, уменьшить риск выхода оборудования из строя и обеспечить безопасность пилотируемых миссий. Такие барьеры могут быть особенно полезны для низкоорбитальных спутников, которые чаще сталкиваются с космическим мусором. Например, спутники связи, использующиеся для интернет-покрытия, работают именно на таких орбитах и требуют особой защиты. Кроме того, предложенный подход к моделированию столкновений с использованием метода конечных элементов позволяет исследовать и другие материалы, открывая путь к созданию лёгких и прочных защитных конструкций для авиакосмического применения», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Павел Радченко, доктор физико-математических наук, научный сотрудник, профессор отдела аспирантуры Института физики прочности и материаловедения СО РАН.
Источник: пресс-служба РНФ.