http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=d30ddd1c-f0af-480b-a61a-3b005a573611&print=1
© 2025 Российская академия наук

Между лесом и степью: археологи реконструировали историю военных конфликтов начала I тысячелетия в зоне Окско-Донского водораздела

14.03.2025



Историю военных конфликтов периода с I по III век н. э. в междуречье Оки, Упы и Дона реконструировали учёные Института археологии РАН и Государственного музея-заповедника «Куликово поле».

При археологических работах в течение последних 10 лет на границе лесной и лесостепной зон в Тульской и Орловской областях было открыто более 100 новых памятников, итоги исследования которых показали, что в начале I и в середине III века  здесь произошли военные столкновения, после которых сменилось население этих мест. В первом случае на территорию лесной зоны вторглось население лесостепной зоны, сформировавшееся под воздействием сарматской воинской культуры; во втором оно было сметено носителями мощинской культуры, потомками жителей позднезарубинецкой группы памятников типа Почепа, обитавших на территории современной Брянской области, при участии группы населения центральноевропейского происхождения.

Между_лесом_и_степью_археологи_реконструировали_ис_1.jpg (jpg, 31 Kб)

Новые данные позволили существенно дополнить картину этнокультурных и исторических процессов, происходивших в это время на обширной территории от Верхнего Поднепровья до Волго-Камского междуречья, добавив к ней детали, характеризующие культуру, быт и направления миграции населения, обитавшего в этом регионе. 

«Исследования последних лет открыли ранее неизвестные страницы дописьменной истории этих мест, начиная от раннеримского времени и заканчивая началом эпохи Великого переселения народов. Археологические работы в зоне засечных лесов, не тронутых сельхозтехникой, позволили выявить и изучить ряд памятников, отличающихся прекрасной сохранностью культурного слоя. Мы нашли следы пожаров, военных набегов, после которых произошла смена населения. Теперь мы понимаем, что в  I веке в леса по всей границе лесной зоны пришло военизированное население со стороны лесостепи и оставалось в этих местах примерно 150 лет, пока его, в  свою очередь, не сменили носители западных культур», — сообщил заведующий отделом археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья ИА РАН Алексей Воронцов на конференции «Археологические исследования: новые материалы и интерпретации», состоявшейся 12–13 марта в Институт археологии РАН.

Между_лесом_и_степью_археологи_реконструировали_ис_2.jpg (jpg, 68 Kб)

Засечные леса по картографическим материалам XVIII века

Окско-Донской водораздел представляет собой часть пограничной территории между лесной и лесостепной зонами. Его яркая особенность — это существование  полосы засечных лесов, следов оборонительной системы Московского государства, созданной при Иване IV. После утраты ими своего оборонного значения в XVII веке они остались государственной собственностью и сохраняют свой особый статус практически до сих пор: с 1935 по 1951 год существовал заповедник «Тульские засеки», сейчас часть засечных лесов вошла в Национальный парк с таким же названием.

На сегодняшний день засечные леса одновременно являются важной историко-культурной территорией и памятником природы, практически не затронутым активной хозяйственной деятельностью человека, начиная с середины XVI века. Отсутствие следов освоения этой территории, в первую очередь интенсивной распашки, обусловило уникальную сохранность культурного слоя памятников. Активное археологическое изучение засечных лесов началось сравнительно недавно и уже показало эффективность: ежегодно археологи выявляют не менее двух-трёх городищ и десятки селищ. 

И разведочные, и раскопочные работы проводить в этих местах сложно: густой подлесок и лесные завалы затрудняют поиск даже хорошо выделенных в рельефе памятников, таких, как городища и курганы. Раскопки возможны только на ограниченных участках вне особо охраняемых природных территорий. Большую эффективность показало использование метода дистанционного лазерного сканирования поверхности (ЛИДАР) с применением БПЛА.

Между_лесом_и_степью_археологи_реконструировали_ис_3.jpg (jpg, 91 Kб)

Раскопки на месте находки Барыбинского клада в 2023 году

Исследования последних лет позволили открыть в зоне лесов многочисленные селища — остатки неукреплённых поселений с наземными постройками, практически не имеющих заглубленных в материк котлованов. 

Картина, полученная археологами, показывает, что в середине — второй половине I века в лесную зону со стороны лесостепи проникло воинственное оседлое население, находящееся под сильным влиянием сарматской культуры. Это население замещает предыдущее и остаётся в этих местах на полтора века. Одна из ярких находок, демонстирующих культуру элит этого времени — Барыбинский клад, изъятый у чёрных копателей в 2020 году. Клад, найденный возле деревни Барыбинка, включал около 1500 предметов из серебра, бронзы, стекла. В ходе проверки сведений о нахождении клада был найден памятник археологии «Барыбинка. Селище 1». Найденный грабителями клад был спрятан в груболепном горшке в котловане наземной постройки столбовой конструкции, датируемой I веком нашей эры. Анализ изделий из клада показал, что наиболее статусные вещи: многовитковые браслеты, височные кольца с лопастью характерны для памятников верхнего и среднего Поочья середины I — первой половины III века. Другая часть предметов (бляшки, пронизки, ворворки, части ожерелья и металлические детали одежды) изготовлена в технике литья по восковой модели, которая была популярна в эпоху раннего железного века в лесной и лесостепной зонах Европейской части России.

«Ранее мы видели серьёзные изменения, произошедшие около середины I века в соседних регионах: так, западнее, на Днепре, в это время прекратила существование зарубинецкая культура, восточнее, в Присурье, о вторжении завоевателей мы можем судить по материалам Андреевского кургана. Благодаря найденным новым памятниками и обнаруженному слою пожара мы смогли синхронизировать события, случившиеся в бассейне Упы, с процессами, происходившими в это время на обширной территории от Верхнего Поднепровья до Волго-Камского междуречья. Вероятно, мы можем говорить о войне I века I тысячелетия на границе степи и леса, когда в леса на огромной территории от Верхней Оки до Камы произошло вторжение воинственного населения, связанного с сарматским миром», — отметил Алексей Воронцов.

Между_лесом_и_степью_археологи_реконструировали_ис_4.jpg (jpg, 63 Kб)

В середине III века на Верхней Оке произошла кардинальная смена населения. Об этом свидетельствует тот факт, что памятники, содержащие находки, связанные с сарматским влиянием, уступили место новым, связанным с носителями мощинской культуры.

Работы на лесных селищах позволили выявить новую группу мощинских памятников — поселений, которые возникли около середины III века и продолжали существовать  до конца IV века. Археологи собрали большую коллекцию керамики, украшений и предметов вооружения, среди которых, кроме традиционных мощинских, есть ряд находок, которые имеют центральноевропейское происхождение. На поселениях были обнаружены следы железоделательного и бронзолитейного производств. Также найдены остатки двух мастерских, в которых изготавливали центральноевропейские фибулы, аналогичные распространённым в черняховской культуре, формирование которой связано с германским племенем готов.

Между_лесом_и_степью_археологи_реконструировали_ис_5.jpg (jpg, 21 Kб)

Слева направо: фибулы центральноевропейского происхождения (1-3) и фрагмент звена цепи круга восточноевропейских выемчатых эмалей с памятников середины III века поречья Упы

«Новые данные позволяют иначе взглянуть на формирование мощинской культуры. Кроме основного населения, генетически связанного с позднезарубинецким, раннеславянским культурным кругом, уже в самом её начале прослеживается присутствие не известной нам ранее группы центральноевропейского по происхождению населения. Вероятно, представители этой группы принесли с собой на Верхнюю Оку передовые на то время навыки металлообработки, изготовления изделий из бронзы и железа», — отметил Алексей Воронцов.

Источник: пресс-служба ИА РАН.