http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=dda211f5-2a0f-47b9-a84d-a7fd7f0b6b4c&print=1© 2024 Российская академия наук
Информационное сообщение
Позиция профсоюза в отношении законопроекта по «реформированию» РАН
27 июня Правительство РФ утвердило и направило ГД РФ проект Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Рассмотрение Правительством РФ этого документа происходило с прямыми нарушениями Указа Президента РФ от 07.05.2012. № 601, Постановления Правительства РФ от 25.08.2012 г. № 851, которые предусматривают 60-дневное публичное обсуждение законопроектов по вопросам «проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии» до их внесения на рассмотрение Правительства РФ. Не обсуждался законопроект с научной общественностью и экспертами, в том числе, в рамках специально созданных для этих целей общественных советов при Правительстве РФ и министерствах.
28 июня законопроект был в срочном порядке внесен в Госдуму РФ и с нарушением правил, установленных ч. 5 ст. 119 регламента ГД РФ, усилиями фракции «Единая Россия» был принят - 3 июля в первом чтении, а 5 июля - во втором чтении. С большим трудом, благодаря активной позиции научной общественности и политических сил, удалось добиться перенесения третьего чтения на сентябрь.
Принятый во втором чтении законопроект, хотя и был отчасти исправлен (в частности, из текста изъяты прямые указания на ликвидацию РАН и закрытие «неэффективных» институтов), но в целом сохранил концепцию первоначального варианта. В нем практически ничего не говорится о постреформенной судьбе более 450 институтов и 95 тысяч сотрудников РАН. Там нет информации ни о критериях и порядке проведения оценки деятельности организации РАН, ни о системе управления институтами, которые передаются «в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за научными организациями Российской академии наук».
Закон не определяет систему финансирования институтов, будущее ключевого инструмента самоуправления НИИ - Ученого совета (сохранится ли он, каковы будут правила его формирования и функции). В законопроекте не упомянуто, будет ли по-прежнему учитываться мнение коллектива при выборах директоров института и руководителей научных подразделений, сохранится ли действующая система конкурсного замещения должностей научных сотрудников и т.д. Непонятна и, скорее всего, трагична судьба организаций научного обслуживания и социальной сферы.
Фактически предлагается слом существующей системы управления РАН под обещания Д.В. Ливанова и О. Ю. Голодец, что хуже не будет. Такие документы Правительство РФ и высший законодательный орган страны не должны даже принимать к рассмотрению.
Только после принятия законопроекта во втором чтении Минобрнауки РФ пригласило общественность к участию в обсуждении «моделей» эффективной деятельности научных учреждений, включая вопросы финансирования научных институтов и кадровой системы. Практически это признание, что никакой ясности с деятельностью институтов РАН в новых условиях нет. Это показывает беспочвенность и безответственность заверений, что «для научных сотрудников ничего не изменится». Отсутствие конкретного плана преобразований системы управления институтами и учреждениями РАН само по себе говорит об уровне подготовки «реформы».
Минобрнауки РФ создало рабочую группу, которая, по-видимому, либо будет готовить систему управления, либо дорабатывать уже подготовленный вариант. Сейчас трудно предсказать детали возможных изменений, однако, учитывая известную позицию Д.В. Ливанова, а также положение дел таких в институтах, как ИТЭФи ПИЯФ, вошедших в НИЦ «Курчатовский институт», которыми управляют бывшие чиновники, особенности новой системы можно прогнозировать.
Ее внедрение с большой долей вероятности приведет:
- к фактическому переходу управления институтами и финансовыми потоками РАН в руки чиновников;- ликвидации многих учреждений РАН и массовому сокращению сотрудников; - ликвидации самоуправления в институтах РАН;- существенным изменениям (в худшую для сотрудников РАН сторону) системы трудовых отношений в РАН, в том числе к переводу многих сотрудников на временные ставки и внедрению так называемого «эффективного контракта», увеличивающего зависимость сотрудника от администрации;- значительному росту бюрократизации в системе институтов РАН;- сокращению социального пакета и социальных программ, изъятию из структуры РАН социальных объектов (больниц, поликлиник, детских садов) как “непрофильных активов”;- раздуванию аппарата управления и увеличению расходов на него;- росту злоупотреблений в сфере управления имуществом РАН и изъятию у РАН земельных участков, на которых могли бы строиться жилье для молодых ученых и жилищно-строительные кооперативы.
- к фактическому переходу управления институтами и финансовыми потоками РАН в руки чиновников;
- ликвидации многих учреждений РАН и массовому сокращению сотрудников;
- ликвидации самоуправления в институтах РАН;
- существенным изменениям (в худшую для сотрудников РАН сторону) системы трудовых отношений в РАН, в том числе к переводу многих сотрудников на временные ставки и внедрению так называемого «эффективного контракта», увеличивающего зависимость сотрудника от администрации;
- значительному росту бюрократизации в системе институтов РАН;
- сокращению социального пакета и социальных программ, изъятию из структуры РАН социальных объектов (больниц, поликлиник, детских садов) как “непрофильных активов”;
- раздуванию аппарата управления и увеличению расходов на него;
- росту злоупотреблений в сфере управления имуществом РАН и изъятию у РАН земельных участков, на которых могли бы строиться жилье для молодых ученых и жилищно-строительные кооперативы.
Можно предугадать и проблемы переходного периода. В силу явной неподготовленности акции по «реформированию» РАН процесс перехода институтов из одного статуса в другой наверняка приведет к сбоям в получении даже бюджетного и, тем более внебюджетного финансирования, проблемам с заключением новых договоров и выполнению текущих, выполнением программ капремонта, жилищного строительства.
В результате наиболее эффективно работающему сектору российской науки - институтам РАН - будет нанесен огромный ущерб. Произойдет снижение эффективности работы институтов и ученых, фактическая ликвидация самостоятельности институтов и разрушение РАН как единой научной и экспертной системы. Это станет серьезным ударом по всей российской науке. Об увеличении числа публикаций в высокорейтинговых научных журналах придется забыть. Наоборот, следует ожидать падения публикационной активности российских ученых. Ситуация с кадровым потенциалом российской науки существенно ухудшится. И без того медленно идущий процесс перехода экономики России на инновационный путь развития еще больше затормозится. Большой ущерб будет нанесен обороноспособности России и ее безопасности.
Профсоюз работников РАН считает, что лучшим выходом является отзыв законопроекта из ГД РФ, его широкое обсуждение и параллельно проведение необходимых изменений в нынешней системе управления РАН. Компромиссный вариант - внесение в законопроект блока поправок, включающих подробное описание системы управления институтами и учреждениями РАН.
Основные принципы, которые Профсоюз работников РАН будет отстаивать любыми разрешенными законом средствами:
- сохранение в полном объеме самостоятельности РАН и имеющейся системы самоуправления в институтах (включая выборность Ученых советов, директоров и руководителей научных подразделений, порядок конкурсного замещения должностей и аттестации научных сотрудников и т.д.); - отказ от превращения РАН в клуб академиков;- сохранение цельной структуры научно-хозяйственного комплекса РАН и социальной инфраструктурой;- распределение финансирования институтов РАН под руководством ученых при сохранении отраслевой системы оплаты труда;- сохранение штатной нормативной численности РАН и недопущение массовых увольнений;- сохранение действия Отраслевого соглашения, признание его положений исполнительными органами управления, неукоснительное соблюдение основных принципов социального партнерства (ст. 24 Трудового Кодекса РФ), выполнение ст. 35‘ Трудового Кодекса РФ «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда».
- сохранение в полном объеме самостоятельности РАН и имеющейся системы самоуправления в институтах (включая выборность Ученых советов, директоров и руководителей научных подразделений, порядок конкурсного замещения должностей и аттестации научных сотрудников и т.д.);
- отказ от превращения РАН в клуб академиков;
- сохранение цельной структуры научно-хозяйственного комплекса РАН и социальной инфраструктурой;
- распределение финансирования институтов РАН под руководством ученых при сохранении отраслевой системы оплаты труда;
- сохранение штатной нормативной численности РАН и недопущение массовых увольнений;
- сохранение действия Отраслевого соглашения, признание его положений исполнительными органами управления, неукоснительное соблюдение основных принципов социального партнерства (ст. 24 Трудового Кодекса РФ), выполнение ст. 35‘ Трудового Кодекса РФ «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда».
Надеемся на активную поддержку этой позиции со стороны членов профсоюза и всего академического сообщества!
Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин
19 июля 2013 г.
Источник: Профсоюз работников РАН