http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=df442af6-dbf2-4308-acef-5da34a72805b&print=1© 2024 Российская академия наук
В С Е Р О С С И Й С К И Й П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й С О Ю З Р А Б О Т Н И К О В Р О С С И Й С К О Й А К А Д Е М И И Н А У КП Р Е Д С Е Д А Т Е Л Ь П Р О Ф С О Ю З А119334 Москва, ул. Бардина,6/30, стр.2, оф.14-16, тел./факс:(499)1352064, тел. 1353016 E-mail: profras@prof.ras.ru 20 августа 2020 г.
Председателю Правительства Российской ФедерацииМишустину М.В.
Глубокоуважаемый Михаил Владимирович!
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 предписывает Правительству РФ представить предложения по приведению Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в соответствие с целями и целевыми показателями, установленными Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474, а также предложения по корректировке национальных проектов на рассмотрение Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Глобальный серьезный экономический спад, вызванный пандемией COVID-19, действительно может потребовать корректировки ряда целей, установленных в абсолютных величинах, например, увеличения продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году. Однако Всероссийский профессиональный союз работников Российской академии наук (далее - Профсоюз) полагает, что в тех случаях, когда речь идет об относительных величинах, нет причин для внесения серьезных корректировок в цели и целевые показатели, установленные Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, а также в цели и целевые показатели национальных проектов.
В первую очередь это относится к национальным проектам в областях, являющихся ключевыми для обеспечения развития России в XXI веке, – таких как наука. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, в частности, устанавливал в качестве первой цели в области науки «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития». В национальном проекте по науке она была конкретизирована тремя целевыми показателями - в 2024 году Россия должна занять:
- 5 место в мире по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных; - 5 место по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития; - 4 место в мире по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным времени Организации экономического сотрудничества и развития).
- 5 место в мире по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных;
- 5 место по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития;
- 4 место в мире по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным времени Организации экономического сотрудничества и развития).
По оценке Росстата, падение ВВП России во втором квартале 2020 года составило 8,5 % по сравнению со вторым кварталом 2019 года. В то время как экономики ряда азиатских стран (Китай, Япония, Южная Корея) пострадали несколько меньше, в большинстве стран-конкурентов прогнозируется более существенный экономический спад, чем в России: 9,4 % в Индии, 9,6 % в США, 11,7 % в Германии, 12 % в Канаде, 17,3 % в Италии, 19 % во Франции, 21,4 % в Великобритании, 22,1 % в Испании. Поэтому нет оснований считать, что экономические условия в нашей стране ухудшились по сравнению с другими ведущими странами – скорее, верно обратное. Кроме того, в отличие от многих других стран, Россия даже с учетом вызванных пандемией затрат имеет низкий уровень государственного долга и высокий объем золотовалютных резервов. Соответственно, пандемия COVID-19 не может быть основанием для внесения корректив в Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в части науки, а также для серьезной корректировки целевых показателей для первой цели национального проекта «Наука».
Возможность невыполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 связана только с тем, что при подготовке национального проекта по науке правительство Д.А. Медведева запланировало выделить заведомо недостаточные финансовые ресурсы на его выполнение, на что Профсоюз обращал внимание еще в 2018 году. По оценкам Профсоюза, впоследствии подтвержденным решениями Общих собраний Российской академии наук в 2019 и 2020 годах, выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 требует увеличения бюджетного финансирования фундаментальных исследований до 0,3 % ВВП уже в ближайшие годы.
Таким образом, Профсоюз считает, что при обеспечении адекватного уровня финансирования цели национального проекта по науке достижимы, а ссылки на экономическую ситуацию не могут служить поводом для их пересмотра. Тем не менее, незначительные коррективы в целевые показатели национального проекта внести имеет смысл. Если государство в силу вышеуказанных причин имеет возможности для резкого увеличения финансирования фундаментальной науки, то у бизнеса в текущей ситуации возможности более скромные, поэтому целесообразно отнести достижение целевого показателя по числу патентов с 2024 года на более поздний срок.
При этом целевые показатели на 2030 год, по мнению Профсоюза, должны формироваться исходя из предположения о достижении – с учетом возможности указанных выше возможных корректив – целевых показателей национального проекта «Наука» в 2024 году. Формально Россия в последние годы входила в десятку стран-лидеров по некоторым показателям, к примеру, по объему финансирования исследований и разработок в расчете по паритету покупательной способности. Установление показателя «10 (или 9) место в мире» по этому параметру обеспечило бы легкость формального выполнения поставленных Президентом РФ задач, но в корне противоречило бы духу нового и прежних Указов Президента РФ о национальных целях развития: стагнация или подвижки в пределах одного места в рейтинге за 10 лет не имеют ничего общего с обеспечением устойчивого развития нашей страны.
Поэтому Профсоюз предлагает Правительству РФ задать следующие целевые показатели на 2030 год:
- 5 место в мире по объему финансирования исследований и разработок в расчете по паритету покупательной способности; - 5 место в мире по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных; - 6 место в мире по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение; - 4 место в мире по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным времени Организации экономического сотрудничества и развития).
- 5 место в мире по объему финансирования исследований и разработок в расчете по паритету покупательной способности;
- 5 место в мире по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных;
- 6 место в мире по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение;
При условии стабильного роста объема бюджетных расходов на фундаментальные научные исследования и стимулирования расходов бизнеса на исследования и разработки это позволит обеспечить научно-технологический задел для вхождения в число наиболее экономически развитых стран мира в 2030 году и обеспечения соответствующего уровня здоровья и благополучия граждан России.
Председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин
Источник: Всероссийский Профсоюз работников РАН