Успешный старт

19.03.2015



ФЦПИР: успешный старт

ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» – основная федеральная целевая программа, поддерживающая науку. Об её особенностях и итогах первого года реализации STRF.ru рассказал директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Салихов.

Сергей Владимирович, чем эта программа отличается от завершившейся в 2013 году одноимённой программы?

– В Послании Президента России Федеральному Собранию 2013 года содержалось конкретное поручение о переориентации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» на прикладные научные исследования, которые осуществляются, в том числе, в интересах технологических платформ.

В связи с этим в начале 2014 года в программу были внесены изменения – основным объектом финансирования стали прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, которые выполняются в рамках проектов совместно с индустриальными партнёрами при поддержке технологических платформ. Сформированные ими заявки рассматривались в приоритетном порядке, поскольку техплатформы помогают обеспечить связь научных организаций с конкретными потребителями результатов – причём не с одним, а с несколькими.

Направленность программы – максимальное ускорение передачи результатов прикладных исследований и разработок в промышленность.

В этой федеральной целевой программе, основной по науке, есть и инфраструктурный блок. Он, в частности, поддерживает проекты развития уникальных научных установок и центров коллективного пользования, которые оснащаются новым оборудованием для решения приоритетных научных задач.

Напомню, что высшим органом управления программой является Научно-координационный совет. Он обеспечивает принятие всех стратегических решений: распределение и квотирование бюджета по приоритетным направлениям, утверждение типов конкурсов, их тематики. В НКС, возглавляемый министром образования и науки РФ, входит 21 человек – руководители научных фондов (РФФИ, РНФ и ФПИ), госкорпораций, крупных компаний, в том числе с государственным участием, отвечающие за научно-техническую политику, представитель Администрации Президента России.

Какие механизмы бюджетного финансирования используются в программе?

– В качестве инструмента финансирования прикладных научных исследований (мероприятия 1.1 – 1.4, 2.1, 2.2) и проектов по поддержке центров коллективного пользования (мероприятия 3.1.1 и 3.1.2) используется – по результатам конкурсного отбора – механизм предоставления субсидий. Он более эффективен с точки зрения контроля над процессом исследования и достижением результата, нежели механизм закупок по Федеральному закону о контрактной системе (44-ФЗ). Субсидии составляют около 80% бюджета программы.

По мероприятиям инфраструктурного блока (2.3, 3.2, 3.3.1, 3.3.2 и 5.1): создание информационных ресурсов, например, баз данных, проведение научных конференций и выставок, популяризация науки, где есть возможность чётко зафиксировать количественные параметры достигаемых результатов, применяется механизм госзакупок по 44-ФЗ, которым предшествует открытый конкурс.

Каковы требования к софинансированию?

– Требование к софинансированию проектов из средств внебюджетных источников заключается в том, чтобы оно шло от индустриального партнёра, который заинтересован в получении и использовании результатов прикладного научного исследования. И здесь, повторюсь,

особая роль отводится технологическим платформам – именно они должны обеспечить дальнейшее выполнение опытно-конструкторских/технологических работ и организацию производства новой продукции.

Второй аспект в том, чтобы в ряде конкурсов – и это особенно актуально в сложившихся экономических условиях – необходимым требованием участия заявок была поддержка поданных на конкурс проектов профильным министерством и ведомством, отвечающим за политику в соответствующей отрасли. Оно может тематически формировать и поддерживать заявки, в которых видит потребность, например, по импортозамещению.

Каково количество участников в новой программе, сколько из них «перешли» из ФЦП 2007–2013?

– В проведённых в 2014 году конкурсах программы приняли участие 1158 организаций, из них лишь 53% выполняли проекты в рамках предыдущей ФЦП. Отчасти это вызвано тем, из новой программы исключены блоки, связанные с поисковыми исследованиями, поддержкой которых теперь занимается Российский научный фонд.

Среди организаций, впервые участвующих в программе (таких 47%), четыре – из Крымского федерального округа.

Что можно сказать о критериях конкурсного отбора?

– Основным критерием является квалификация коллектива исполнителей и возможность достижения заявленных результатов.

Отмечу, что средний конкурс по мероприятиям программы составил 3–5 заявок на место, в зависимости от типа лота. И это, на мой взгляд, оптимальное соотношение, поскольку позволяет отобрать действительно лучших.

Доля вузов и научных институтов в общем количестве поданных заявок традиционно высока и составляет 51,2% и 31,2%. В числе победителей доля первых – 46,6%, доля вторых – 37,1%. Оставшиеся проценты приходятся на высокотехнологические компании.

К слову, доля этих компаний в соглашениях на предоставление субсидий по такому приоритетному направлению развития науки, технологий и техники, как информационно-телекоммуникационные системы, весьма заметная – 25%.

Усовершенствована ли научно-техническая экспертиза конкурсных заявок?

– Когда программа готовилась к запуску, в рабочих группах министерства с участием научного сообщества мы обсуждали, в том числе, технологии проведения экспертизы. Были существенно обновлены списки экспертов и экспертные базы по сравнению с ФЦП 2007–2013.

Функции организационного сопровождения программы, включая обеспечение системы независимой экспертизы на всех этапах её реализации, возложены на ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ».

До направления на научно-техническую экспертизу все заявки проходят процедуру соответствия требованиям и условиям конкурсной документации. При положительном результате проверки они допускаются к конкурсу.

Одно из основных изменений состоит в том, что каждую заявку рассматривают теперь пять экспертов, и при подведении итогов отбрасываются крайние экспертные оценки – самая высокая и самая низкая. С целью недопущения возможного конфликта интересов средний бал выводится по оставшимся трём оценкам.

Экспертиза заявок на условиях анонимности длится до 10 дней. Заявитель может получить экспертное заключение, но без указания фамилии эксперта.

Отмечу, что уровень проектов – победителей конкурсов выше того, что был в предыдущей программе.

Изменились ли требования к отчётности по выполняемым исследованиям и проектам?

– Использование субсидий как механизма финансирования научных исследований и разработок позволило существенно сократить постраничный объём заявочной и отчётной документации. Однако инерция мышления потенциальных участников конкурсов такова, что они по старинке пытаются «запихнуть» в заявку все возможные документы: лицензии, дипломы и прочее. Так, объёмы трёх разных заявок по одному лоту, которые я видел, разительно отличались – от 30 до 400 страниц. Причём организация, представившая увесистый том документации (включая ту, что мы не запрашивали), лот не выиграла, поскольку научная составляющая заявки была гораздо слабее, чем у других.

Что касается отчётности, то, в отличие от государственного контракта, в рамках субсидии есть возможность более жёсткого требования к достигаемым результатам прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

Акцент делается на качестве выполняемых работ, а не на формальных, заранее зафиксированных в техническом задании к госконтракту количественных критериях.

Как Вы оцениваете итоги первого года реализации программы?

– Приведу некоторые цифры. В 2014 году по всем мероприятиям программы были проведены конкурсы, по результатам которых заключено 1306 соглашений и контрактов на сумму 18,77 миллиарда рублей. Бюджет программы исполнен на 98,9%. А внебюджетных средств привлечено на 63,8% больше, чем запланировано.

В целом главным итогом программы, несмотря на сложности, связанные с вносившимися в неё начале года изменениями, можно считать успешный старт.

STRF

©РАН 2024