http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=e3727483-b111-4bc3-b223-08f40e5f94e4&print=1
© 2024 Российская академия наук

Академику Тищенко Марату Николаевичу - 80 лет!

18.02.2011

Юбилей академика Тищенко Марата Николаевича

АКАДЕМИК

Тищенко Марат Николаевич

 

АК. Тищенко (jpg, 3 Kб)

Марат Николаевич Тищенко родился 18 февраля 1931 году в г. Харькове.

В 1956 году окончил Московский авиационный институт. После окончания института поступил в ОКБ М. Л. Миля (ныне Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля) и проработал там до 2007 г. В период с 1970 по 1992 г. был ответственным руководителем и главным, а затем генеральным конструктором этого предприятия.

Член-корреспондент c 1987 г., академик c 1992 г. - Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления.

М. Н. Тищенко участвовал в разной степени в разработке, наземных и летных исследованиях, внедрении в серийное производство и обеспечении эксплуатации практически всех (за исключением Ми- и Ми-4) отечественных вертолетов марки Ми и их модификаций.

За время, когда М.Н. Тищенко руководил предприятием, были созданы и внедрены в серийное производство и эксплуатацию:

• модификации боевого вертолета Ми-24 (Д, В, Р, К, ВП, ДУ), являющегося в настоящее время основным боевым вертолетом российской армии, а также вертолета Ми-35, обозначенного так для комплектации вертолетов, поставляемых за рубеж;

• основной вариант (испытания, серия) и модификации вертолета-амфибии Ми-14;

• тяжелый транспортный вертолет Ми-26, являющийся самым грузоподъемным серийным вертолетом мира;

• боевой вертолет Ми-28 (только проектирование и 1-я часть летных испытаний);

• спортивный вертолет Ми-34 (только проектирование и летные испытания);

• средний транспортно-десантный вертолет Ми-38 (только проектирование);

• Значительное число модификаций вертолетов Ми-8, продажа которых наряду с Ми-24 за рубеж позволила сохранить серийные вертолетостроительные заводы во время развала отечественного машиностроения в 90-х годах.

Особую роль сыграли вертолёты при ликвидации последствий аварии атомного реактора на Чернобыльской АЭС. Операции по сбрасыванию с вертолётов в реактор специальных материалов позволили остановить ядерную реакцию. Затем в рекордные сроки были переоборудованы вертолёты Ми-26 для обработки поверхности земли специальным составом, препятствовавшим распространению радиоактивной пыли. Специальные вертолёты Ми-24 вели контроль радиоактивного заражения. М.Н. Тищенко был непосредственным участником ликвидации Чернобыльской катастрофы.

В 1993 г. по инициативе М.Н. Тищенко организовано Российское вертолетное общество, которое провело уже 8 форумов, на каждом из которых были представлены от 41 до 80 докладов по широкому спектру научно-технических проблем, связанных с вертолетостроением. М.Н. Тищенко является бессменным президентом этого общества.

Член Американского вертолётного общества.

Герой Социалистического Труда.

Лауреат Ленинской премии.

Награждён двумя орденами Ленина.