9

Рис. 5. Академик

Алексей Юрьевич Розанов, директор Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН в 1992–2011 гг.

Рис. 6. Член-корреспондент РАН Сергей Владимирович Рожнов, директор Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН с 2011 г.

Профессором Е.Н. Курочкиным разработана филогения класса птиц, выдвинута новая  компромиссная и системная гипотеза происхождения полета у птиц и тероподных динозавров. Член-корреспондент РАН А.В. Лопатин на материалах по мезозойским млекопитающим  России и Монголии выявил древнейшие эволюционные преобразования на пути к формированию ключевых морфологических признаков, свойственных сумчатым и плацентарным.

В связи с интегративным характером проводимых исследований Палеонтологический институт стал ведущим учреждением по программе Президиума РАН «Проблемы происхождения жизни и становления биосферы», которая охватывает работу более 20 институтов, обеспечивая платформу для междисциплинарного творческого общения геологов, палеонтологов, химиков, генетиков, специалистов в области молекулярной биологии и биохимии, экологов, микробиологов, археологов и других специалистов.

В широком понимании интегративная палеонтология охватывает все проблемы общей биологии во всей исторической протяженности. Очевидно, весь спектр проблем и направлений современной палеонтологии невозможно охватить сотней научных сотрудников института. Поэтому в институте имеется определенный, предпочтительный по важности задач, постоянный набор разрабатываемых направлений, а очень многие иные исследования ведутся в тесном сотрудничестве с другими учреждениями, как отечественными, так и зарубежными. Благодаря большому числу и высокой профессиональной квалификации таких партнеров в различных областях науки, масштаб деятельности института и ее результатов увеличивается многократно.

Подготовка современного специалиста-палеонтолога – «штучная» работа, поскольку высокопрофессиональный палеонтолог должен хорошо разбираться в геологии и биологии, знать современные приборы, иметь навыки экспедиционных и лабораторных работ, досконально знать «свою» группу организмов и иметь четкое представление о других. Хороший специалист часто зреет со школьных или ранних студенческих лет, поэтому институт самое серьезное внимание уделяет работе со студентами и школьниками. Одними из главных условий профессионализма остаются два фактора: персональная увлеченность и коллективная вовлеченность. Палеонтологический институт самым тесным образом сотрудничает с Московским государственным университетом, выпускники которого составляют кадровый костяк института. В 2009 г. в институте в качестве особого подразделения создан Научно-образовательный центр палеонтологии и биостратиграфии, объединивший работу всех институтских образовательных структур: аспирантуры, филиала кафедры палеонтологии Геологического факультета МГУ, палеонтологического кружка. В рамках работы центра ведущие сотрудники Института и приглашенные специалисты читают лекции и проводят семинары по актуальным проблемам палеонтологии для студентов, аспирантов и молодых ученых. С 2004 г. на базе Института проводятся ежегодные всероссийские научные школы «Современная палеонтология: классические и новейшие методы», включающие лекции ведущих отечественных и зарубежных ученых в области наук о жизни и о Земле и доклады молодых ученых, аспирантов и студентов. За восемь лет работа научной школы охватила восемь стран (Россия, Азербайджан, Украина, Беларусь, Узбекистан, Китай, Франция, США), более 35 городов, свыше 60 научных организаций. Общее число молодых участников превысило 270.

Следует подчеркнуть, что основой всех работ Палеонтологического института остаются и всегда будут богатейшие коллекции ископаемых и некоторых групп современных организмов, накопленные трудом нескольких поколений ученых. На сегодня кабинетом научной организации фондов и лабораториями зарегистрировано более 5 тысяч коллекций и свыше миллиона образцов остатков ископаемых организмов. Эта научная коллекция является одной из крупнейших в мире. Ее сохранение, бережное использование и приумножение – одновременно и одна из главных забот института, и важнейшая гарантия его дальнейшего развития.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд