Портреты ученых в творчестве фотохудожников
25 мая в Выставочном зале Архива Российской академии наук состоялось открытие экспозиции четырех фотохудожников
Что мы видим в облике ученого, что в нем заключено? Напряженный труд? Ни с чем не сравнимая радость научного открытия? Переживания гражданина своей эпохи, его мудрость и стойкость? Экспозиция «Четыре мастера. Портреты ученых в творчестве фотохудожников Моисея Наппельбаума, Григория Вайля, Сергея Новикова, Александра Марова» показала портреты академиков, созданные как корифеями советской фотографии, так и фотохудожниками дня сегодняшнего. Такая уникальная по исторической и художественной ценности коллекция авторских работ представлена широкой публике впервые. Посетители увидели работы знаменитых фотомастеров — Моисея Соломоновича Наппельбаума (собрание архива ЛАФОКИ Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН) и Григория Михайловича Вайля (собрание фондов Архива РАН). Здесь же представлены творения и авторов сегодняшних многочисленных выставок — Сергея Григорьевича Новикова (г. Екатеринбург) и Александра Эдуардовича Марова (г. Москва). В целом данная экспозиция — лишь первая часть задуманного масштабного выставочного проекта «Портрет науки — связь времен: XX-XXI века».
Целая группа компетентных лиц поздравила присутствующих с открытием выставки, и одновременно сделала важные пояснения к тому, что мы видим здесь своими глазами. Приведем некоторые высказывания.
Директор Архива РАН В.Ю. Афиани: портреты наших выдающихся ученых не так часто показывают публично, ученые, как правило, люди скромные, но очень важно это сделать сегодня, в нынешних трудных для российской науки обстоятельствах, когда отношение в обществе к нашей науке неоднозначное. Здесь выставлена часть фотопортретов в свое время очень известного фотохудожника Григория Вайля, но потом незаслуженно забытого. После длительного перерыва это фактически первая его публичная выставка. Здесь в экспозиции вы увидите портреты наших самых уважаемых выдающихся ученых, тех, кого мы считаем классиками отечественной науки — это в большой степени заслуга Александра Генриховича Толстикова, идеолога и куратора выставки, он в нее вложил много сил в очень сложных финансовых условиях, в которых сейчас существует Академия.
А.Г. Толстиков — академик Российской академии художеств, член-корреспондент РАН: замысел выставки родился год назад — проводя в Архиве выставку, посвященную участию науки и ученых Академии наук в Великой Отечественной войне, мы с коллегами неожиданно обнаружили коллекцию работ Вайля — 150 фотопортретов. Большая часть из них сейчас находится в реставрационной лаборатории, к сожалению, у нас просто нет действующего специалиста в реставрации фотографий и нам удалось к настоящему моменту подготовить к этой выставке 32 фотопортрета. Мы ставили задачу, во-первых, показать шедевры, а это действительно шедевры, и, во-вторых, открыть для широкой публики еще забытые имена наших замечательных ученых — членов Академии Наук СССР. Откуда здесь коллекция работ Вайля? Эта серия была официальным заказом — Советское правительство в 1947 году к празднованию 220-летия Академии наук СССР сделало такое официальное поручение крупному художнику Григорию Михайловичу. Его судьба невероятно сложная — на нашем стенде вы сможете прочесть год рождения Вайля, а даты его смерти нет. Григорий Михайлович Вайль, Моисей Соломонович Наппельбаум и Дмитрий Николаевич Бальтерманц — были величайшими фотохудожниками советского времени, не побоюсь этого слова. Мы хотели на фоне уникальных работ прошлого показать и работы, выполненные нашими современниками — Сергеем Григорьевичем Новиковым и Александром Эдуардовичем Маровым, которые творят в эксклюзивном жанре психологического портрета ученого. Причем, не обязательно — члена Академии наук, а именно ученого — это очень важная, на мой взгляд, составляющая сегодняшнего фотографического истеблишмента.
Ю.М. Батурин, летчик-космонавт, Герой России, член-корреспондент РАН, председатель Союза фотохудожников России: думаю, все встречались с таким эффектом. Когда люди рассматривают фотографии полувековой или вековой давности, то восклицают: посмотри, какие лица! И здесь мы восклицаем так же: посмотри, какие лица! Независимо от того, когда сделана эта фотография — полвека назад или вчера. Каждый из четырех фотохудожников походил к своей работе по-своему. И, как всегда бывает, когда человек рассказывает о других — пишет ли, фотографирует или делает фильм — он рассказывает о себе. Отражаются какие-то психологические черты своего характера. Так что у нас есть возможность думать не только о тех, кто изображен на этих портретах, но и о тех, кто эти портреты сделал. Отдельно замечу о необычном событии: здесь сейчас присутствуют одновременно четыре секретаря Союза фотохудожников России.
А.Э. Маров, фотохудожник: большое спасибо Александру Генриховичу Толстикову, который это все придумал, был мотором проекта, а также благодарность его замечательному коллективу, который провел огромную работу по подготовке к выставке. Спасибо и Виталию Юрьевичу Афиани, директору Архива РАН: на сегодняшний день архив Академии наук единственное место, где можно увидеть настоящую элиту нашей страны. Думаю, что главное в этой выставке не столько художественные достоинства, сколько лица людей, которые сделали нашу страну цивилизованной и продолжают это делать. Интеллект — единственный неисчерпаемый ресурс нашей страны, который нужно беречь, помогать ему, хотя бы не мешать.
С.Г. Новиков, фотохудожник: присоединяюсь к словам благодарности в адрес Александра Генриховича Толстикова, моего старинного друга. Для меня большая честь оказаться в компании таких фотомастеров. Я благодарен судьбе, которая сделала меня фотографом, 33 года я посвятил служению Академии наук и ученым. Вижу свою задачу в том, чтобы для истории сохранить нормальные человеческие лица живыми. Я продолжаю этим заниматься и получаю от этого большое удовольствие.
М.П. Егоров, академик РАН, директор Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН: и у меня также слова благодарности Александру Генриховичу за инициативу, за открытие для нас всех забытого прекрасного фотографа, великого мастера Григория Михайловича Вайля. Его глазами мы видим академиков Н.Д. Зелинского А.Е. Фаворского А.Н. Несмеянова — это совершенно другие люди, нежели мы себе представляли, другие интересные лица, это некий вызов нам, как сейчас принято говорить. Фотографии портятся, их надо реставрировать, а это серьезная научная работа, которая может быть выполнена, в том числе, и с помощью сотрудников нашего Института.
Г.А. Месяц, академик РАН, член президиума РАН: скажу про Сергея Григорьевича Новикова — он родился в Челябинске. Когда у нас проходили Общие собрания Уральского Отделения Академии наук, то он регулярно показывал выставку фотографий, и они были потрясающие. Кто увидит еще такого Сахарова, Солженицына? У него вышло несколько книг. Он располагает гигантской галереей лауреатов Демидовской премии, фактически он наш летописец — огромная ему благодарность! В давние годы мы пригласили его в Уральское Отделение Академии, дали лабораторию, создали условия. Спасибо всем фотохудожником за то, что они для истории сохранили лица тех выдающихся людей, ученых, которые прошлом веке сделали Россию тем, чем она стала — выдающейся державой.
Поздравления в связи с открытием экспозиции сделали также заместитель руководителя ФАНО Денис Валерьевич Бриль, известный журналист Владимир Степанович Губарев, секретари Союза фотохудожников России.
Текст: Сергей Шаракшанэ
Фотографии: Михаил Лукин
Открытие экспозиции в Выставочном зале РАН – организаторы, гости и авторы работ |
Другие материалы репортажа |