http://www.ras.ru/photo_archive/private/multimedia/2014/2014-4.aspx?id=3ba41654-c3fe-4bc1- a1fb-f4644deefa84&print=1
© 2025 Российская академия наук

В Москве в Физическом институте им. П.Н. Лебедева состоялась Вторая Конференция научных работников России.


На конференцию съехались более тысячи человек из 51 города России.
Первая конференция прошла в августе прошлого года, в разгар реформы Российской академии наук, и тогда ученые давали самые мрачные прогнозы своего будущего.
Организаторы II конференции заявили, что  она необходима, чтобы продемонстрировать готовность всего научного сообщества к действиям и к диалогу с новыми органами управления наукой. Подвести итоги первых 9 месяцев реформы РАН и заявить право ученых на участие в процессе реформирования ― вот задачи, для решения которых 25 марта в ФИАН пришли более тысячи сотрудников академии, других научных организаций, а также вузов.
Конференцию открыл академик Валерий Рубаков, зачитав обращение одного из наиболее ярких активистов против реформы РАН, академика  РАН Владимира Захарова.
Он обратился к участникам конференции с письмом, основной идеей которого являлась идея: идеи: «  Наука должна управляться учеными. Администраторы должны вмешиваться в научный процесс самым минимальным образом.»
Директор Института проблем передачи информации РАН Александр Кулешов отметил в своем вступлении : « Теперь мы должны выработать механизм обратной связи между научным сообществом и властью. Любое неосторожное движение здесь опасно, вместо плодородного слоя у нас появится лунный ландшафт".
С докладами выступили Илья Бетеров, Институт физики полупроводников СО РАН (Новосибирск):
«Мир ушел далеко вперед в научном отношении, нужно догонять и определять, а как это делать, если механизмы принятия решений непрозрачные и не учитываются реалии сегодняшнего дня? Самый главный вопрос — когда закончится та неопределенность, в которой находится сегодня наука?»
Петр Арсеев,  ст. научный сотрудник  Физического института имени П.Н.Лебедева РАН, считает, что  принятая "сверху" система оценки эффективности научного труда неприемлема для научного сообщества.
Александр Буфетов,  председатель Совета молодых ученых Математического института им. В. А. Стеклова РАН считает, что грант не должны быть главным источником оплаты труда ученых.
Вячеслав Вдовин, Институт прикладной физики РАН (Нижний Новгород) отметил:
«Поправки к закону о науке будут делаться, надеюсь, поправки научного сообщества будут услышаны. Я больше 35 лет работаю в системе РАН, за 20 лет я не пропустил ни одного общего собрания, и впервые я не получил на него приглашения. И не только я. Впервые мы будем стоять в стороночке».
На конференции присутствовали президент РАН Владимир Фортов, глава ФАНО Михаил Котюков, глава РНФ Александр Хлунов, которые отвечали на многочисленные вопросы собравшихся.
Глава РАН Владимир Фортов напомнил собравшимся, что уже в четверг состоится первое общее собрание новой РАН. "Мы подготовили проект нового устава, в котором прописали принципиальную для нас вещь: академия имеет полномочия научной деятельности,— сказал господин Фортов.— Если устав будет отклонен правительством, мы окажемся вне закона. А у Минобрнауки тоже есть свой проект устава, и если он будет принят, мы вернемся к тому варианту закона о РАН, который удалось изменить год назад".
Михаил Котюков пообещал, что критерии оценки научных институтов будут разработаны с участием представителей РАН, но дал понять, что не собирается отказываться от своей системы. Михаил  Котюков пообещал к 2018 году добиться притока денег в науку, "хотя и сейчас из бюджета выделяется приличная сумма, около 700 млрд в год". Аудитория заметно приуныла, когда глава ФАНО подчеркнул: увеличение средств должно произойти за счет участия бизнеса, а не госбюджета.
Одна из претензий к РНФ — завышенные, по мнению ученых, требования к получателям гранта: научный коллектив обязан опубликовать за пять лет минимум 28 научных работ. "Такой продуктивности не было ни у Бехтерева, ни у Эйнштейна!" — выкрикнули из зала.
Гендиректор РНФ Александр Хлунов объяснил участникам конференции, что такая высокая планка была установлена намеренно: "В противном случае мы сейчас получили бы ситуацию, когда на 700 грантов у нас 11755 заявок".
По итогам конференции участники приняли резолюцию «Организация науки в России: первоочередные задачи». Ее основные требования таковы.
Фундаментальная наука должна стать главным направлением в перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в нашей стране. Это положение должно быть отражено в новом Законе о науке и в соответствующих постановлениях и актах правительственных структур.
Любые принципиальные решения в сфере науки и образования, готовящиеся органами государственной власти, включая Минобрнауки и ФАНО, должны приниматься только после обсуждения и согласования с научным сообществом.
Российская академия наук по-прежнему должна объединять ее членов и научных сотрудников институтов. В названиях институтов, подведомственных ФАНО, должно сохраниться указание на их принадлежность к Российской академии наук.
Должно быть обеспечено самоуправление научных коллективов на всех уровнях. В качестве инструмента, реализующего механизмы самоуправления, необходимо использовать создаваемые на основе выборности ученые советы институтов и их подразделений.

Накануне в Президиуме РАН состоялась пресс-конференция с участием организаторов конференции ― академиков РАН Валерия Рубакова и Александра Кулешова, члена совета молодых ученых Александра Сафонова и главного научного сотрудника Института географии РАН Ольги Соломиной. Собравшимся журналистам сообщили задачи предстоящей  конференции, которая «будет посланием чиновникам, решающим судьбу Академии наук».

      
      Видеорепортаж

 

 


_________________________________________

Фотографии – Михаил Лукин.


  

Выступления участников конференции: «Мы должны выработать механизм обратной связи между научным сообществом и властью»

Другие материалы репортажа