Хагельганс (Гагельганс) Михаэль Кристоф Эммануэль (1725–1766)
Hagelgans  Michael  Christoph  Emanuel 
Портрет графа Г.К. Кейзерлинга, президента Императорской Академии наук. 1758
Холст, масло. 90 х 70
На обороте холста надпись чернилами на немецком языке: Reichsgraf/ Hermann  Karl  Keyserling,/ Erbherr  von  Blieden  und  Ronneburg,/Kaiserlich  Russischer  Wirk:Geheimor  Rath, und  Ambassadeur  in  Berlin, Wien, Regensburg  und/ Warschau,/ geb.: in  Kapseden 1695,/ gest.:in  Warschau 1’/64 30 9,/ vermahlt 1725 267  mit  Agathe  Eleonore  von  Fircks  aus  Lesten,/A.? 1742 in  des  heil  Rom  Reichs  Grafenstand  er/ hoben/ A. 1758 in  Wien  gemalt  von G.J.E. Hagelgans (Рейхсграф Герман Карл Кейзерлинг, потомственный владелец Блидена и Роннебурга, тайный советник на службе Российской империи, посланник и посол в Берлине, Вене, Регенсбурге и Варшаве; родился в Карседене в 1695 году, скончался в Варшаве 30.09.1764, обвенчан 26.07.1725 с Агатой Элеонорой фон Фиркс из Лестена, в 1742 удостоен титула графа Священной Римской империи. <Портрет> написан в 1758 году в Вене Г.Й.Е. Хагельгансом. Перевод К.Ю. Лаппо-Данилевского).
Поступление: Из Правления РАН в 1937 году (ранее входил в состав собрания Императорской Академии наук).
Живописный портрет Кейзерлинга, как следует из надписи на обороте холста, был написан в 1758 году в Вене немецким живописцем середины XVIII века Михаэлем Кристофом Эммануэлем Хагельгансом. Хотя не все инициалы имени художника в подписи совпадают, данный портрет упомянут в ряду бесспорных работ Хагельганса в немецком биобиблиографическом словаре художников Тиме-Беккер (См.: Tieme-Becker  Kunstler-lexikon. Leipzig. 1922. Вd.XV, S.457). Будучи придворным живописцем герцога Карла Лотарингского, Хагельганс нередко писал портреты знатных особ. Изображение Кейзерлинга представляет собой распространенный тип барочного репрезентативного портрета, главной задачей которого было, прежде всего, подчеркнуть высокий социальный статус модели.
До конца XIX века портрет хранился в семье Кейзерлингов, а в 1886 году, как указывает
Д.А. Ровинский, был «принесен в дар Академии наук графом Гуго Карловичем фон Кейзерлингом, жительствующим в Поневеже» (См.: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1889. Т.IV. Ст.256.). В музее
М.В. Ломоносова МАЭ РАН в Петербурге находится вариант или авторское повторение портрета Кейзерлинга, не имеющее подписи, но также приписываемое кисти Хагельганса.