РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ПРЕЗИДИУМ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
"О состоянии охраны труда и производственного травматизма в организациях РАН"
Отделом охраны труда и радиационной безопасности Управления безопасности, охраны труда и гражданской защиты РАН в 2008 г. были проведены проверки состояния охраны труда и соблюдения законодательства в сфере охраны труда в 25 научных организациях, подведомственных РАН (приложение 1).
Проверки показали, что руководители многих проверенных организаций РАН не уделяют должного внимания вопросам охраны труда, не приняли необходимых мер к выполнению распоряжения Президиума РАН от 25 мая 2005 г. № 10143-433 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда и предупреждению производственного травматизма в организациях РАН». Так, в 5 организациях РАН работа по охране труда была признана неудовлетворительной (Учреждение Российской академии наук Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт государства и права РАН (ИЕП РАН); Учреждение Российской академии наук Институт математических проблем биологии РАН (ИМПБ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН (ИС РАН): Учреждение Российской академии наук Институт экономики РАН (ИЭ РАН).
В 10 организациях РАН в ходе проверок были выявлены серьезные недостатки в организации работы по охране труда и нарушения законодательных и иных нормативных актов по охране труда (Учреждение Российской академии наук Институт проблем комплексного освоения недр РАН (ИПКОН РАН); Учреждение Российской академии наук Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН (ИППМ РАН); Учреждение Российской академии наук Институте биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН (ИБХ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт экологии Волжского бассейна РАН (ИЭВБ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт химии растворов РАН (ИХР РАН); Учреждение Российской академии наук Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН (ФИАН РАН); Учреждение Российской академии наук Институт химии силикатов им. И.В.Гребенщикова РАН (ИХС РАН); Учреждение Российской академии наук Институт экологии горных территорий КБНЦ РАН (ИЭГТ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН (ИФА РАН); Учреждение Российской академии наук Институт физических проблем им. П.Л.Капицы РАН (ИФП РАН).
Только в 10 организациях состояние организации работы по охране труда было признано удовлетворительным (Учреждение Российской академии наук Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН (ПИН РАН); Учреждение Российской академии наук Институт биохимии и физиологии микроорганизмов РАН (ИБФМ РАН); Учреждение Российской академии наук Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А.Аврорина КНЦ РАН (ПАБСИ РАН); Учреждение Российской академии наук Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН (ММБИ РАН); Учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт УНЦ РАН (БСИ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН (ИФ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН (ИЭФБ РАН); Учреждение Российской академии наук Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт механики и машиностроения КазНЦ РАН (ИММ РАН); Учреждение Российской академии наук Институт высокомолекулярных соединений РАН (ИВС РАН).
Выявленные недостатки в организации работы по охране труда и нарушения законодательных и иных правовых нормативных актов по охране труда негативно сказались на работе по предупреждению производственного травматизма, в результате чего уровень травматизма в организациях РАН в 2008 г. вырос на 25,8 процента против 2007 г.; в 2 раза увеличилось число погибших от несчастных случаев: в 2008 г. погибло 6 человек против 3 в 2007 г. Подробный анализ состояния производственного травматизма в организациях РАН приведен в приложении 2.
Основными недостатками в работе по охране труда, которые приводят к нарушениям законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и являются предпосылками производственного травматизма, продолжают оставаться следующие недостатки:
- недооценка руководителями организаций РАН роли и места охраны труда в обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как основного направления государственной политики в области охраны труда;
- низкий уровень знаний руководителей, должностных лиц и специалистов, в том числе по охране труда, законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда;
- отсутствие в научных организациях РАН необходимого комплекта нормативных правовых актов по охране труда, предусмотренного статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, применительно к специфике деятельности научной организации;
- несоответствие большинства разработанных в научных организациях инструкций по охране труда требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
- отсутствие системы контроля за соблюдением работниками требований охраны труда со стороны руководства, руководителей структурных подразделений и служб охраны труда ;
- недостаточная информированность работников о существующих профессиональных рисках на рабочих местах, средствах и методах защиты от них.
В целях усиления внимания к вопросам охраны и безопасности труда, ликвидации предпосылок и причин производственного травматизма:
1. Руководителям организаций РАН:
1.1. довести до сведения должностных лиц, руководителей структур ных подразделений и работников настоящее распоряжение;
1.2. организовать проведение проверок состояния условий труда, организации работы по охране труда и соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда в структурных подразделениях организации;
1.3. принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений требований охраны труда. О принятых мерах сообщить в Управление безопасности, охраны труда и гражданской защиты РАН до 1 октября 2009 г.;
1.4. активизировать работу по проведению аттестации рабочих мест с целью приведения условий труда в соответствие с государственными требованиями охраны труда.
2. Управлению безопасности, охраны труда и гражданской защиты РАН в шестимесячный срок подготовить проект Положения о системе управления охраной труда в организациях РАН с учетом требований новых нормативных правовых актов и представить его на утверждение в установленном порядке.
3.Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя президента РАН члена-корреспондента РАН Шульца В.Л.
Президент
Российской академии наук
академик Ю.С.Осипов
Приложение 1
к распоряжению Президиума РАН
от 06 июля 2009 г. № 10108-542
Справка
о состоянии организации работы по охране труда и соблюдении действующего законодательства в сфере охраны труда
в организациях РАН (по результатам проверок 2008 года)
В 2008 году Отделом охраны труда и радиационной безопасности РАН было организовано проведение проверок состояния охраны труда и соблюдения законодательства в сфере охраны труда в следующих 25 учреждениях РАН:
Учреждение Российской академии наук Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН (ПИН РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт математических проблем биологии РАН (ИМПБ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт проблем комплексного освоения недр РАН (ИПКОН РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт биохимии и физиологии микроорганизмов РАН (ИБФМ РАН);
Учреждение Российской академии наук Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А.Аврорина КНЦ РАН (ПАБСИ КНЦ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН (ИППМ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институте биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН (ИБХ РАН);
Учреждение Российской академии наук Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН (ММБИ РАН);
Учреждение Российской академии наук Ботанический сад-институт УНЦ РАН (БСИ УНЦ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт экологии Волжского бассейна РАН (ИЭВБ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт химии растворов РАН (ИХР РАН);
Учреждение Российской академии наук Физический институт им. П.Н.Лебедева РАН (ФИАН РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт химии силикатов им. И.В.Гребенщикова РАН (ИХС РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт экологии горных территорий КБНЦ РАН (ИЭГТ КБНЦ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт физиологии им. И.П.Павлова РАН (ИФ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН (ИФА РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН (ИЭФБ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт экономики РАН (ИЭ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт государства и права РАН (ИГП РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт социологии РАН (ИС РАН);
Учреждение Российской академии наук Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт механики и машиностроения КазНЦ РАН (ИММ КазНЦ РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт физических проблем им. П.Л.Капицы РАН (ИФП РАН);
Учреждение Российской академии наук Институт высокомолекулярных соединений РАН (ИВС РАН).
Анализ результатов проверок показал, что ситуация с состоянием охраны труда и соблюдением законодательства в сфере охраны труда продолжает оставаться сложной. Несмотря на принятые Президиумом РАН меры по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда и предупреждению производственного травматизма в организациях РАН, предусмотренные распоряжением Президиума РАН от 25 мая 2005 года № 10143-433 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда и предупреждению производственного травматизма в организациях РАН», многие руководители проверенных организаций РАН не приняли указанное распоряжение к исполнению. Большинство руководителей организаций РАН продолжает считать вопросы охраны труда, создания условий труда, отвечающих государственным нормативным требованиям, второстепенными, не рассматривают систему организации и управления охраной труда, как неотъемлемую часть системы управления организацией. Результаты проверок показали, что только в 10 проверенных организациях (40 % от числа проверенных) состояние организации работы по охране труда можно условно признать удовлетворительным. В 10 организациях РАН (40 % от числа проверенных) в ходе проверок были выявлены серьезные недостатки в организации работы по охране труда и нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда (ИПКОН РАН; ИППМ РАН; ИБХ РАН; ИЭВБ РАН; ИХР РАН; ФИАН РАН; ИХС РАН; ИЭГТ КБНЦ РАН; ИФА РАН; ИФП РАН). В 5 организациях РАН (20 % от числа проверенных) работа по охране труда признана неудовлетворительной (ГЕОХИ РАН; ИГП РАН; ИМПБ РАН; ИЭ РАН; ИС РАН).
Из основных недостатков в работе, которые приводят к нарушениям действующего законодательства по охране труда, в проверенных организациях РАН можно отметить следующие:
1. Низкий уровень знаний руководителей, должностных лиц и специалистов, в том числе работников служб охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда
Серьезные недостатки отмечены в организации и проведении обязательного обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников, включая руководителей, предусмотренного статьей 225 ТК РФ и постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
На момент проверки только в 10 организациях РАН (ПИН РАН; ИБФМ РАН; ПАБСИ КНЦ РАН;ММБИ КНЦ РАН; БСИ УНЦ РАН; ИХР РАН; ИФ РАН; ИЭФБ РАН; ИВС РАН; ИППМ РАН) были образованы комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которых прошли обучение в установленном порядке и имеющие право проводить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организации.
В 12 организациях РАН (ИМБП РАН; ГЕОХИ РАН; ИПКОН РАН; ИБХ РАН; ИЭВБ РАН; ИХС РАН; ИЭГТ КБНЦ РАН; ИФА РАН; ИЭ РАН; ИГД РАН; ИС РАН; ИФП РАН) комиссии по проверке знаний требований охраны труда не были созданы. Из указанных выше организаций в 8 организациях РАН обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов в установленные сроки не проводились (ГЕОХИ РАН; ИМБП РАН; ИФП РАН; ИБХ РАН; ИХС РАН; ИЭ РАН; ИГП РАН; ИС РАН). Практически в большинстве проверенных организаций РАН не проводится обучение по охране труда руководителей структурных подразделений. Руководители многих организаций РАН в нарушение статьи 76 ТК РФ не отстраняют от работы должностных лиц, руководителей подразделений и работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний в области охраны труда.
Правовой нигилизм в области охраны труда должностных лиц и руководителей структурных подразделений приводит к тому, что они, не понимая и не зная меры своей ответственности за организацию работы и обеспечение безопасных условий труда, назначают в подразделениях «ответственных лиц по охране труда» из числа рядовых работников, перекладывая на них свои функции в части организации работы по охране труда в структурном подразделении; не уделяют должного внимания вопросам организации, проведения и оформления инструктажей и стажировок по охране труда на рабочем месте в порядке, установленном нормативными правовыми актами, не осуществляют систематический контроль за соблюдением работниками требований безопасности, обеспечением и применением работниками средств индивидуальной защиты. Такое положение, как показывает анализ несчастных случаев на производстве в организациях РАН, является одним из основных факторов возникновения несчастных случаев, которые влекут за собой прямые и косвенные экономические потери и моральный ущерб.
2. Отсутствие в организациях законодательной и нормативно-правовой базы и локальных нормативных актов по охране труда.
Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель должен обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации. Однако, до настоящего времени практически во всех проверенных организациях не оформлены необходимые комплекты нормативных правовых актов по охране труда. Это в совокупности с другими причинами приводит к тому, что почти во всех организациях большинство имеющихся инструкций по охране труда, являющихся локальными нормативными актами и определяющих требования безопасности к работникам при выполнении ими работы, по многим позициям не соответствуют требованиям Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда. В инструкциях не указываются вредные и опасные производственные факторы, которые могут возникнуть в процессе работы; средства коллективной и индивидуальной защиты, которые должен применять работник; не в полной мере указываются безопасные методы и приемы работы и др. В ряде случаев инструкции по охране труда десятилетиями не пересматриваются и не приводятся в соответствие с действующими нормативными правовыми актами, а если и пересматриваются, то формально — заменяется только титульный лист. По ряду профессий и (или) видам работ инструкции по охране труда отсутствуют. Учитывая, что проведение инструктажей по охране труда для многих работников является основной формой обучения по охране труда, некачественные инструкции не могут обеспечить работников необходимым уровнем знаний в области охраны труда.
3. Низкий уровень исполнительской дисциплины.
В большинстве проверенных организаций РАН законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, а также распоряжения Президиума РАН по вопросам охраны труда выполняются лишь частично, либо не выполняются вовсе. Не организована работа по ознакомлению и изучению новых нормативных пра
вовых актов по охране труда должностными лицами и руководителями структурных подразделений. На момент проверки в 14 организациях РАН (56 %) не были приняты необходимые меры к выполнению распоряжения Президиума РАН от 25 мая 2005 г. № 10143-433 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства по охране труда и предупреждению травматизма в организациях РАН» в части приведения (или разработки) положений об организации работы по охране труда в соответствие с действующими нормативными правовыми актами (ПИН РАН; ИМПБ РАН; ГЕОХИ РАН; ИБФМ РАН; ИПКОН РАН; ИППМ РАН; ИХС РАН; ИФА РАН; ИЭ РАН; ИГП РАН; ИС РАН; ИФП РАН и др.). В 48 % организаций отсутствовали должностные обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений,
в 44 % организаций не определены функциональные обязанности по охране труда среди членов дирекции.
4. Отсутствие должного контроля за соблюдением требований охраны труда.
Практически во всех проверенных организациях РАН отсутствует система контроля за соблюдением требований охраны труда как со стороны служб охраны труда, так и со стороны руководителей структурных подразделений. Контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется, как правило, формально и не систематически, графики проверок не составляются, отсутствуют методики проверок, результаты проверок не оформляются соответствующими документами (актами, протоколами, предписаниями).
Это приводит к тому, что в структурных подразделениях повсеместно допускаются нарушения нормативных правовых актов в части проведения и оформления инструктажей по охране труда, стажировок на рабочем месте и допуска работников к самостоятельной работе.
Руководители структурных подразделений не осуществляют постоянный контроль за соблюдением работниками требований охраны труда, применением средств индивидуальной и коллективной защиты. Практически ни в одной из проверенных организаций уполномоченные (доверенные) лица по охране труда не выполняют своих функций по осуществлению общественного контроля за соблюдением государственных требований охраны труда.
Отсутствие системы контроля за соблюдением работниками требований безопасности при выполнении работ создает предпосылки возникновения несчастных случаев на производстве.
5. Отсутствие должного взаимодействия и сотрудничества представителей работодателя и работников в сфере охраны труда.
Международными актами в сфере трудовых отношений (конвенция МОТ 155) предусмотрено, что сотрудничество работодателя и работников в сфере охраны труда является основным элементом организационных и других мер по обеспечению безопасности и гигиены труда работников.
Трудовым кодексом РФ (ст. 218) также предусмотрено, что в целях осуществления такого сотрудничества, проведения совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, организации проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирования работников о результатах проверок, сбора предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда в организациях на паритетной основе создаются комитеты (комиссии) по охране труда.
Однако, несмотря на распоряжение Президиума РАН от 25 мая 2005 г. № 10143-433, в котором рекомендовано руководителям организаций РАН создать комитеты (комиссий) по охране труда и выборов уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, только в 9 организациях РАН из 25 проверенных были созданы комитеты (комиссии) по охране труда, причем только в ФИАН РАН комитет по охране труда действительно выполняет свои задачи и функции в части осуществления совместных действий в сфере охраны труда.
6. Недостатки в работе служб охраны труда.
Выявленные в процессе проверок недостатки в организации работы по охране труда и нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда являются прямым следствием того, что, во-первых, многие руководители организаций РАН продолжают недооценивать роль и место работников служб охраны труда в вопросах обеспечения безопасности труда, и, во-вторых, отношением многих работников служб охраны труда к выполнению своих функций.
На момент проверки в 17 организациях РАН (68 %) в штатном расписании были предусмотрены службы охраны труда или специалисты по охране труда. В 6 организациях (24 %) исполнение обязанностей специалиста по охране труда было возложено на других работников помимо исполнения обязанностей по занимаемой должности (ИМПБ РАН; ИФП РАН; ИЭ РАН и др.). В двух организациях РАН (ИГП РАН; ИС РАН) вопросами охраны труда никто не занимается.
В большинстве проверенных организаций не созданы необходимые условия для работы специалистов по охране труда: отсутствуют кабинеты по охране труда, оснащенные оргтехникой, наглядными пособиями, нормативной и справочной литературой. Многие работники служб охраны труда не имеют персональных компьютеров и доступа к информационным системам для получения своевременной информации о нормативных правовых актах в сфере охраны труда. В ряде организаций не осуществляется подписка на периодические издания по охране труда.
В ряде случаев руководители организаций РАН назначают на должность специалиста по охране труда или возлагают исполнение их обязанностей на лиц, не имеющих ни профессиональной подготовки в области охраны труда, ни соответствующего опыта работы в этой сфере, полагая, что охраной труда может заниматься любой работник (ИФП РАН; ИЭ РАН).
С другой стороны, до сих пор не решены вопросы повышения статуса специалистов по охране труда, их считают «второстепенными» специалистами, и они не включены в основной персонал в связи с переходом на новую систему оплаты труда вместо оплаты труда на основе ETC.
В результате такого отношения к специалистам по охране труда у многих из них возникает равнодушное отношение к работе, отсутствует мотивация к постоянному повышению профессиональных знаний, вдумчивой работе с нормативными правовыми актами по охране труда. Это, как правило, приводит к некомпетентному принятию решений в вопросах организации работы по охране труда, обеспечения безопасных условий труда и профилактике производственного травматизма.
Начальник Отдела охраны труда
и радиационной безопасности
УБОТГЗ РАН В.В. Хлопков
Приложение 2
к распоряжению Президиума РАН
от 06 июля 2009 г. № 10108-542
Подробный анализ состояния производственного травматизма в организациях РАН за 2008 год
Отделом охраны труда и радиационной безопасности УБОТГЗ РАН проведен анализ состояния производственного травматизма за 2008 г. по данным статистических отчетов и материалам расследования несчастных случаев на производстве, поступивших от организаций РАН, включая региональные отделения и региональные научные центры РАН.
Состояние производственного травматизма в организациях РАН в 2008 г. характеризуется следующими показателями:
|
Численность пострадавших при несчастных случаях |
Число пострадавших при НС со смертельным исходом |
Число чело-векодней нетрудоспособности |
Коэффициент частоты Кч (на 1000 рабо-тающих)
|
Коэффициент тяжести Кт (количество дней нетрудоспособностина 1 НС)
|
всего |
в т.ч. женщин |
лиц до 18 лет |
всего |
в т.ч. женщин |
|
|
|
РАН |
93 |
37 |
— |
6 |
1 |
3343 |
0,79 |
35,95 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Центральная часть РАН |
55 |
21 |
— |
2 |
— |
1763 |
0,74 |
32,0 |
ДВО |
12 |
5 |
— |
2 |
— |
321 |
1,83 |
26,75 |
СО |
23 |
8 |
— |
2 |
1 |
1095 |
0,82 |
47,61 |
УрО |
3 |
3 |
— |
— |
— |
164 |
0,47 |
54,67 |
Производственный травматизм в организациях Российской академии наук в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возрос на 25,8 %: 93 случая производственного травматизма против 69 случаев в 2007 г.; в 2 раза увеличилось число погибших в результате несчастных случаев: в 2008 г. погибло 6 человек против 3 в 2007 г.; в 2,25 раза увеличилось число несчастных случаев с тяжелым исходом: 9 случаев в 2008 г. против 4 в 2007 г. В 2008 г. произошло 2 групповых несчастных случая в результате дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 9 человек, из них 2 человека получили смертельные травмы и 2 - тяжелые.
На 25,3 % увеличился коэффициент частоты (количество несчастных случаев на 1000 работающих): в 2008 г. он составил 0,79, а в 2007 - 0,59. Вместе с тем, коэффициент тяжести (количество дней нетрудоспособности на 1 несчастный случай) в 2008 г. уменьшился в 1,2 раза: в 2008 г. он составил 35,95, а в 2007 г. - 41,84.
По учреждениям Центральной части РАН, ДВО РАН и СО РАН в 2008 г. произошел рост производственного травматизма по сравнению с 2007 г. По Центральной части РАН произошел рост количества несчастных случаев на 34,5 %: 55 случаев (Кч - 0,74) - в 2008 г. и 36 (Кч - 0,49) - в 2007 г.; по Дальневосточному отделению РАН на 33,3 % : 12 случаев (Кч - 1,83) - в 2008 г. и 8 (Кч - 1,13) - в 2007 г.; по Сибирскому отделению РАН на 13,0 %: 23 случая (Кч - 0,82) - в 2008 г. и 20 (Кч - 0,69) - в 2007 г.; по Уральскому отделению РАН количество несчастных случаев снизилось на 40,0 %: 3 случая (Кч - 0,47) - в 2008 г. и 5 (Кч - 0,74) - в 2007 г.
Несчастные случаи со смертельным исходом произошли: в Учреждении Российской академии наук Институте теоретической и прикладной механики СО РАН; в Энергоснабжающей организации Учреждения Российской академии наук Якутского научного центра СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте биологии моря ДВО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте проблем морских технологий ДВО РАН; в ОКБ океанологической техники РАН; на Учреждении Российской академии наук Научной станции РАН в г. Бишкеке.
Несчастные случаи с тяжелым исходом произошли: в Учреждении Российской академии наук Институте истории СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Байкальском институте природопользования СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте ядерной физики СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН; в Учреждении Российской академии наук Институте проблем морских технологий ДВО РАН; в Южном отделении Учреждения Российской академии наук Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН; на заводе «Химмаш» РАН; в Учреждении Российской академии наук Горном институте Кольского научного центра РАН.
Групповые несчастные случаи произошли: в Учреждении Российской академии наук Институте проблем морских технологий ДВО РАН; в Южном
отделении Учреждения Российской академии наук Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.
Анализ, проведенный по 93 материалам расследования несчастных случаев на производстве, показал следующее распределение несчастных случаев, произошедших в 2008 г. в организациях РАН:
I. По основным группам профессий:
1. |
Работники рабочих профессий |
39 случаев |
(41,9 % от общего количества пострадавших) |
2. |
Научные работники |
18 случаев |
(19,3 %) |
3. |
Инженерно-технические работники |
14 случаев |
(15,1 %) |
4. |
Административно-управленческий персонал |
12 случаев |
(12,9%) |
5. |
Прочие профессии |
10 случаев |
(10,7%) |
II. По возрасту
Возраст |
Рабочие |
Научные сотрудники |
ИТР |
АУП |
Прочие |
Всего |
% |
20-30 лет |
4 |
2 |
- |
- |
- |
6 |
6,45 |
30-40 лет |
4 |
- |
1 |
2 |
- |
7 |
7,55 |
40-50 лет |
5 |
2 |
3 |
2 |
1 |
13 |
19,0 |
50-60 лет |
17 |
5 |
5 |
3 |
5 |
35 |
37,6 |
> 60 лет |
9 |
9 |
5 |
5 |
4 |
32 |
34,4 |
Итого: |
39 |
18 |
14 |
12 |
10 |
93 |
100,0 |
III. По основным травмирующим факторам
факторы |
Рабочие |
Научные сотрудники |
ИТР |
АУП |
Прочие |
Всего |
% от общего количества несчастных случаев |
Падение при передвижении, с высоты |
15 |
11 |
3 |
6 |
6 |
41 |
44,1 |
ДТП |
1 |
5 |
7 |
- |
- |
13 |
14,0 |
Движущиеся, вращающиеся части станков, оборудования |
8 |
- |
- |
2 |
- |
10 |
10,75 |
Падение предметов на человека |
3 |
- |
- |
2 |
1 |
6 |
6,45 |
Итого: |
27 |
16 |
10 |
10 |
7 |
70 |
75,3 |
IV. По основным причинам
Основные причины |
Рабочие |
Научные сотрудники |
ИТР |
АУП |
Прочие |
Всего |
% от общего количества несчастных случаев |
Неосторожность пострадавших |
14 |
10 |
3 |
6 |
6 |
39 |
41,9 |
Нарушение требований безопасности |
12 |
1 |
- |
3 |
- |
16 |
17,2 |
Нарушение Правил дорожного движения |
1 |
5 |
7 |
- |
- |
13 |
14,0 |
Неудовлетворительная организация рабочих мест, производства работ |
6 |
2 |
1 |
1 |
1 |
11 |
11,8 |
Итого: |
33 |
18 |
11 |
10 |
7 |
79 |
84,9 |
Ниже приводятся показатели распределения несчастных случаев среди рабочих, научных работников, инженерно-технических работников, административно-управленческого персонала в зависимости от основных видов выполняемой работы, травмирующих факторов, основных причин несчастных случаев и возраста пострадавших за 2008 г. (таблицы 1- 5).
Выводы.
Основными причинами роста производственного травматизма в учреждениях РАН являются:
1. Недооценка руководителями учреждений роли и места охраны труда в обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как основного направления государственной политики в области охраны труда.
2. Серьезные недостатки в организации и проведении обучения руководителей, специалистов и работников по охране труда и проверки знаний требований безопасности. Допускаемый формализм при проведении инструктажей по охране труда на рабочем месте с работниками.
3. Низкий уровень знаний руководителей, должностных лиц и специалистов, в том числе служб охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов в области охраны труда.
4. Отсутствие должной системы контроля за соблюдением работниками требований охраны труда на всех уровнях управления организацией.
5. Низкий уровень качества и объективности расследования несчастных случаев, проводимых непосредственно учреждениями РАН, в результате чего не выявляются все причины несчастных случаев и не принимаются адекватные меры по предупреждению аналогичных случаев.
6. Низкая информированность работников о профессиональных рисках на рабочем месте и средствах защиты от них.
7. Несовершенство действующей системы организации работы по охране труда в РАН.
Начальник
Отдела труда
и радиационной безопасности
УБОТГЗ РАН В.В. Хлопков