С наступлением советской эпохи собрание стало утрачивать свою целостность: портреты крупными партиями передавались в другие учреждения. Вероятно, именно благодаря инициативе старшего ученого хранителя Пушкинского Дома Б.Л. Модзалевского, бóльшая часть портретной галереи Российской академии оказалась в 1920–1930-е гг. в Литературном музее Пушкинского Дома. Передача коллекции проходила в несколько этапов, первая крупная партия (свыше пятидесяти живописных и скульптурных портретов) поступила в 1923 г. Единичные поступления состоялись также в 1925–1927, 1930 и 1937–1938 гг.
Дальнейшая судьба академической коллекции складывалась довольно драматично: в 1953 г. ряд ценных с художественной точки зрения портретов был передан в только что созданный Всесоюзный музей А.С. Пушкина. Среди них – портреты Г.Р. Державина работы В.Л. Боровиковского; И.И. Дмитриева работы В.А. Тропинина; Н.М. Карамзина работы А.Г. Венецианова; Н.И. Гнедича работы М.П. Вишневецкого; К.Н. Батюшкова (копия Ф.И. Игина с оригинала О.А. Кипренского); а также портреты В.А. Озерова, А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя работы Н.И. Поливанова.
Одной из самых серьезных утрат целостности собрания является передача в 1946 г. поясного портрета А.С. Шишкова работы О.А. Кипренского на временное хранение в Москву в Президиум РАН, откуда в 1984 г. он поступил на постоянное хранение в Государственную Третьяковскую галерею.
Ученый секретарь ИРЛИ РАН, к.фил.н.
А.А. Костин,
н.с., хранитель фондов живописи и скульптуры Литературного музея (ИРЛИ РАН)
Е.В. Кочнева