Одним из самых значительных поступлений начала 1810-х гг. является портрет Г.Р. Державина работы В.Л. Боровиковского, ныне хранящийся в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина. Поэт изображен на нем почти «прямолично», в красном сенаторском мундире. На обороте имеется следующая надпись: «Писанъ на 68 году отъ рождениiя въ 1811 году Г-номъ Боровиковскимъ». В январе 1812 г. портрет был передан в дар Российской Академии самим Державиным со следующим сопроводительным письмом на имя А.А. Нартова, хранящимся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН:
«Милостивый государь мой, Андрей Андреевич!
По желанию вашего высокопревосходительства, имею честь препроводить к вам портрет мой на благоугодное ваше распоряжение. Пребываю в прочем с истинным моим почтением и таковою же преданностью вашего высокопревосходительства Милостивого государя моего покорнейший слуга Гавриил Державин. Генваря 24 дня 1812 года» [4].
Портретная галерея Российской академии продолжала активно пополняться и во время президентства А.С. Шишкова. В Академию поступают изображения членов Академии, выполненные известными мастерами: О.А. Кипренский – портрет А.С. Шишкова (1825), А.Г. Венецианов – портрет Н.М. Карамзина (1829), В.А. Тропинин – портрет И.И. Дмитриева (1835), А.Г. Варнек – портреты А.Х. Востокова (1803–1804) и А.П. Буниной (около 1825), Б.-Ш. Митуар – портрет Д.О. Баранова (конец 1820-х гг.), К.‑Я. Каниевский – портрет П.И. Соколова (1830), В.И. Демут-Малиновский – скульптурный портрет М.В. Ломоносова (1821), М.И. Иванов – портрет Г.Р. Державина (1822) и другие.
А.С. Шишкову принадлежит идея первого издания портретного собрания. На заседании Академии 31 августа 1835 г., готовясь к 50-летнему юбилею Академии, он предлагает «издать посредством литографии портреты всех членов Академии, со времени основания оной, с приложением краткого жизнеописания каждого из них» [5].