С точки зрения неоклассической модели спроса проанализировано происхождение условий интегрируемости, которые являются важнейшей структурной характеристикой поведения потребителей. Установлена связь между выполнением условий интегрируемости функций потребительского спроса и существованием функции общественного благосостояния Бергсона, порождающей соответствующее распределение доходов. На основе неоклассической модели потребительского спроса непараметрический метод адаптирован для обработки бюджетной статистики и анализа социальной структуры общества. Предложена политологическая интерпретация нарушения условий интегрируемости.
Построена модель потребительского поведения в условиях дефицита товаров, в которой потребительский спрос описывается с помощью многоэтапной задачи стохастического программирования. Построен пример, показывающий, что дефицитность товаров может являться причиной нарушения условий интегрируемости.
Описание производственных возможностей экономических систем сведено к задаче обобщеного программирования, решение которой соответствует экономическому равновесию и которая обобщает рассматривавшуюся ранее задачу вогнутого программирования на случай нарушения условий интегрируемости. Показана связь проблемы агрегирования возникающей задачи с задачей о приведении дифференциальной формы к наименьшему числу переменных. С помощью понятия локального потенциала описан класс вогнутых задач обобщенного программирования. Получены необходимые и достаточные условия существования дифференцируемых экономических индексов, согласованных со значениями функций спроса в конечном числе точек (торговой статистикой). Тем самым решена задача о непрерывном продолжении торговой статистики.
Дальнейшее развитие получила система "Индекс" исчисления агрегированных показателей потребительского спроса на основе непараметрического метода. Программно реализован непараметрический метод прогнозирования структуры потребительского спроса. С помощью системы "Индекс" проанализирована статистика потребления продуктов питания в городе Москве за 1992/93 г. Установлено, что после соответствующей обработки исходная торговая статистика удовлетворяет условиям интегрируемости и, следовательно, согласована с гипотезой о рациональном поведении потребителей.