Российская академия наук    
     
   

Общая информация
Участники
Публикации


 
Login Print view Help 

Поиск атрибутный
  Организаций
  Персон

Структура учреждений РАН




Математические модели и методы исчисления экономических индексов и предсказания потребительского спроса

    01.1993 - 01.1993 ,    Код проекта: 93-01-00504

 Описание

    С точки зрения неоклассической модели спроса проанализировано происхождение условий интегрируемости, которые являются важнейшей структурной характеристикой поведения потребителей. Установлена связь между выполнением условий интегрируемости функций потребительского спроса и существованием функции общественного благосостояния Бергсона, порождающей соответствующее распределение доходов. На основе неоклассической модели потребительского спроса непараметрический метод адаптирован для обработки бюджетной статистики и анализа социальной структуры общества. Предложена политологическая интерпретация нарушения условий интегрируемости.

    Построена модель потребительского поведения в условиях дефицита товаров, в которой потребительский спрос описывается с помощью многоэтапной задачи стохастического программирования. Построен пример, показывающий, что дефицитность товаров может являться причиной нарушения условий интегрируемости.

    Описание производственных возможностей экономических систем сведено к задаче обобщеного программирования, решение которой соответствует экономическому равновесию и которая обобщает рассматривавшуюся ранее задачу вогнутого программирования на случай нарушения условий интегрируемости. Показана связь проблемы агрегирования возникающей задачи с задачей о приведении дифференциальной формы к наименьшему числу переменных. С помощью понятия локального потенциала описан класс вогнутых задач обобщенного программирования. Получены необходимые и достаточные условия существования дифференцируемых экономических индексов, согласованных со значениями функций спроса в конечном числе точек (торговой статистикой). Тем самым решена задача о непрерывном продолжении торговой статистики.

    Дальнейшее развитие получила система "Индекс" исчисления агрегированных показателей потребительского спроса на основе непараметрического метода. Программно реализован непараметрический метод прогнозирования структуры потребительского спроса. С помощью системы "Индекс" проанализирована статистика потребления продуктов питания в городе Москве за 1992/93 г. Установлено, что после соответствующей обработки исходная торговая статистика удовлетворяет условиям интегрируемости и, следовательно, согласована с гипотезой о рациональном поведении потребителей.

 Ключевые слова

    Индекс цен, индекс спроса, условия интегрируемости,
    однородная сильная аксиома теории выявленного предпочтения,
    функции благосостояния Бергсона

Специальность РФФИ



Последние изменения: 20.02.2001


119991 Москва, Ленинский просп., 14
Телефон: (495) 938-0309 (Справ. бюро); Факс: (495) 954-3320 (Лен.пр.14), (495) 938-1844 (Лен.пр,32а)
На главную страницу
В начало страницы
© РАН 2007