от 21.05.2019


 

21 мая 2019 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

(jpg, 86 Kб)

Председательствует на заседании вице-президент РАН академик РАН Юрий Юрьевич Балега.

(jpg, 86 Kб)

Члены Президиума заслушали сообщение «Об утверждении Положения о научном и научно-методическом руководстве РАН научной и научно-технической деятельностью научных и образовательных организаций высшего образования».

Докладчик — академик РАН Алексей Ремович Хохлов.

Тезисы доклада академика РАН А.Р. Хохлова:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ НМР:

Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 4 часть 3 статьи 2 и пункт 6.1 часть 2 статья 7);

пункты 11,12 и 14 устава РАН, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2019 № 496); Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1781 «Об осуществлении РАН научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов...»;

Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»;

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 718 «Об утверждении Правил направления научно-технических программ и проектов на экспертизу в федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» .

Нормативно-правовое основание

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 781:

Правила осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно -методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Пункт 9. Правил:

Организация подготовки заключений РАН, предусмотренных пунктом 4 Правил, и заключения РАН по проектам программ развития в отношении научных организаций и организаций высшего образования, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами РАН.

Указанные заключения подписываются вице-президентом РАН в соответствии с распределением обязанностей между вице-президентами РАН.

1. Положение о научном и научно-методическом руководстве РАН научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

2. Положение об экспертной деятельности РАН.

3. Порядок проведения экспертизы в РАН.

4. Утверждение корпуса экспертов РАН по отделениям РАН в соответствии с потенциальным объемом и характером объектов экспертиз.

ПОЛОЖЕНИЕ О НМР — ЦЕЛИ

2. Целями осуществления РАН научного и научно-методического руководства являются:

оценка актуальности, обоснованности и результативности научных исследований (разработок), проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

оценка обоснованности направлений, объемов и сроков научных исследований (разработок), планируемых научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

интеграция научного потенциала научных организаций и образовательных организаций при осуществлении научной и научно-технической деятельности.

ПОЛОЖЕНИЕ О НМР — ОРГАНИЗАЦИИ

3. К числу научных организаций и образовательных организаций высшего образования, научное и научно-методическое руководство которыми осуществляет РАН, относятся:

научные организации и образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

научные организации и образовательные организации высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации;

иные научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие научные исследования за счет средств федерального бюджета;

научные организации и образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ПОЛОЖЕНИЕ О НМР — КЕМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

4. Научное и научно-методическое руководство научными организациями и образовательными организациями высшего образования осуществляется отделениями РАН по областям и направлениям наук, при участии региональных отделений РАН.

ПОЛОЖЕНИЕ О НМР — ДЕЙСТВИЯ

5. В рамках научного и научно-методического руководства РАН осуществляет:

5.1. оценку и дает заключения в части научной и научно-технической деятельности в отношении:

проектов тематик научных исследований, включаемых в планы научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее — проекты тем) на очередной финансовый год и плановый период;

проектов планов научных работ научных организаций

и образовательных организаций высшего образования (далее — проекты планов) на очередной финансовый год и плановый период;

отчетов научных организаций и образовательных организаций высшего образования о проведенных научных исследованиях и экспериментальных разработках, о полученных научных и (или) научно-технических результатах (далее – отчеты) за отчетный финансовый год;

ПОЛОЖЕНИЕ О НМР

6. Отделения РАН по областям и направлениям науки осуществляют научное и научно-методическое руководство в отношении тех научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которые ведут соответствующие направления исследований согласно классификации отраслей науки и технологий.

7. Региональные отделения РАН реализуют научное и научно-методическое руководство в отношении Организаций, расположенных на тех территориях, которые закреплены за региональным отделением РАН уставом регионального отделения РАН.

8. Организационно-техническое, методическое и информационно-аналитическое сопровождение реализации научного и научно-методического руководства осуществляют структурные подразделения аппарата президиума РАН положениями которых предусмотрена такая работа.

В обсуждении приняли участие:

ак. Б.Н. Четверушкин, ак. Л.М. Зеленый, ак. А.Г. Забродский, чл.-кор. В.В. Иванов, ак. Г.Я. Красников, ак. Г.А. Месяц, ак. В.В. Козлов.

х х х

Члены Президиума заслушали сообщение «Об экспертной деятельности РАН».

(jpg, 94 Kб)

Докладчик — академик РАН Андрей Владимирович Адрианов.

В обсуждении приняли участие:

ак. Г.Я. Красников, ак. С.М. Алдошин, ак. А.Г. Забродский, ак. В.В. Козлов, д.ф.-м.н. В.Ф. Вдовин.

 

х х х

 

На заседании рассмотрен вопрос о присуждении премии имени Н.Д. Кондратьева 2019 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения общественных наук) академику РАН Абелу Гезевичу Аганбегяну за цикл работ по теории социально-экономического развития. Выдвинут Ученым советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

На заседании Экспертной комиссии присутствовали 9 членов Комиссии из 9. В соответствии с результатами тайного голосования большинством голосов («за» — 8, «против» — 0, «недействительных бюллетеней» — 1) к присуждению премии имени Н.Д. Кондратьева 2019 года рекомендована кандидатура А.Г. Аганбегяна.

На заседании бюро Отделения общественных наук РАН присутствовали 12 членов Бюро из 23. В соответствии с результатами тайного голосования единогласно в президиум РАН представлен проект постановления о присуждении премии имени Н.Д. Кондратьева 2019 года А.Г. Аганбегяну.

Цикл работ академика РАН А.Г. Аганбегяна, опубликованных в 2016-2019 гг., посвящен различным теоретическим, методологическим и практическим вопросам, связанным с проблемами социально-экономического развития на национальном уровне. В своих работах академик РАН А.Г. Аганбегян исследовал закономерности социально-экономического развития России и других постсоветских стран. Особое внимание в этих работах было уделено анализу таких факторов развития как структурные сдвиги, межотраслевое и межрегиональное распределение ресурсов, конкуренция за ресурсы, соотношение между рыночными механизмами и государственным регулированием, пропорции между государственной и частной собственностью, уровень накопления капитала и т.д. Значительное место в исследованиях автора занимает анализ факторов, связанных с демографической динамикой и качеством человеческого капитала. Также автор подробно разбирает проблемы, которые порождаются спорными теоретическими обоснованиями, лежащими в основе современной российской макрофинансовой политики, указывая на невозможность устранять структурные перекосы, а также повышать темпы и качество роста в рамках жестких монетарных рестрикций.

Представленный цикл работ вносит значительный по масштабам и содержанию вклад в современную экономическую теорию, позволяя находить решение таких сложных теоретических и методологических вопросов как научное обоснование государственной макроэкономической, макрофинансовой и демографической политики; выбор целей, задач и основных направлений долгосрочного социально-экономического развития страны; способы измерения количественных и качественных параметров развития; выбор приоритетов развития и построение их иерархии; создание и развитие институтов, ориентированных на поддержку процессов развития; принятие решений, позволяющих повысить эффективность использования ресурсов и обеспечивать благоприятные структурные сдвиги в экономике и социальной сфере.

Перечисленные выше результаты исследований академика РАН А.Г. Аганбегяна в области теории и методологии социально-экономического развития нашли практическое применение при разработке долгосрочных стратегий по развитию ряда регионов и макрорегионов Российской Федерации и некоторых постсоветских стран, при подготовке рекомендаций федеральным министерствам и ведомствам, отвечающим за проведение национальной экономической и социальной политики, использовались также при разработке учебных курсов в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и в ряде других отечественных вузов.

 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.

 




 

©РАН 2024