КМУ-2023: «Пусть РАН остается нашим ориентиром по жизни и в стране, и в мире»
28.11.2023
Источник: INDICATOR, 28.11.2023, Елизавета Перепелица
Сегодня на
федеральной территории Сириус начался III Конгресс молодых ученых — ключевое
событие года в рамках Десятилетия науки и технологий. В первый день прошла
сессия «Навстречу 300-летию РАН: будущее, а не прошлое». На ней молодые ученые
вместе с президентом Академии Геннадием Красниковым обсудили, какие традиции
сложились за 300 лет существования РАН и как они помогут дальнейшему
научно-техническому развитию страны. Подробнее читайте в нашем репортаже.
Геннадий Красников, президент Российской академии наук, в начале
своего выступления отметил ключевые особенности научных институтов РАН —
выборность и преемственность. С самого начала существования Академии наук ее
члены избирались в ходе тайных выборов. Эта традиция сохранилась и прошла через
времена империи и советской России. А преемственность проявлялась, когда
академики передавали свой опыт и рассказывали о событиях прошлого рассказывали
новым поколениям. Геннадий Красников также отметил, что в институтах Академии
наук существует замечательная традиция открытого обсуждения: «Эта открытость —
одно из основных правил, по которому должны научные результаты обсуждаться на
конференциях». Еще одна важная особенность Академии наук — государственность. С
самого создания РАН она принимала непосредственное участие в научно-техническом
развитии страны, помогая отвечать на вызовы, с которыми она сталкивались.
«Мы являемся не
только учениками, но и учителями»
Геннадий Красников поднял тему важности научных школ — сообществ
ученых, которые придерживаются схожих взглядов. В таких школах создаются
определенные традиции и этика общения, культивируется уважение к ученикам и к
учителям, без которого невозможно движение вперед. Именно с этим и был связан
первый вопрос участникам дискуссии: каково их мнение о важности научных школ? К
какой научной школе относятся они сами?
Первым на вопрос ответил Александр Воронов, руководитель Центра
инновационного проектирования факультета государственного управления МГУ имени
М.В. Ломоносова и председатель Совета молодых ученых университета. Себя он
относит как к экономической, так и к юридической научной школе МГУ. Последняя
появилась вместе с университетом, почти 270 лет назад. Сегодня она состоит из
людей, которые принимают важные государственные решения, при этом сохраняя
связь с МГУ. Члены этой научной школы нередко выступают в роли научных
меценатов и всячески продолжают сотрудничество со своей alma mater. Александр
Воронов также заметил, что МГУ существует в условиях классического
университета, где важна преемственность. Он сказал, что уже сейчас при работе с
молодыми учеными он и другие сотрудники ощущают связь между поколениями: «Мы
являемся не только учениками, но и учителями».
По-своему преемственность и связь между подразделениями в МГУ
обеспечивают созданием междисциплинарных научных школ. Они посвящены
исследованиям, которые приоритетны для университета и государства. В этих
научных школах занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями
космоса, сохранением мирового культурного наследия, изучением мозга и
когнитивных наук, разработкой систем искусственного интеллекта, математическим
анализом, развитием молекулярных технологий и цифровой медицины. Недавно указом
ректора была создана уже восьмая междисциплинарная научная школа — инженерная.
Что важно, работа этих школ посвящена не только науке, но и образованию.
Андрей Котельников, председатель Совета молодых ученых РАН,
рассказал о том, что закончил физическую школу МГУ имени М.В. Ломоносова и еще
студентом попал в группу, которая участвовала в первом космическом проекте
СССР. По его мнению, импульс развития большой науки в нашей стране дали две
глобальные проблемы, поставленные перед научным сообществом, — космический и
атомный проект. Они создали множество смежных отраслей и привлекли большой интерес
к ним не только на территории бывшего Советского союза, но и во всем мире.
Андрей Котельников также напомнил, что ровно 10 лет назад
случилась реформа РАН, при обсуждении которой также поднимался вопрос
преемственности и необходимости создания локомотивных проектов, способных
продвинуть науку вперед. По итогам реформы Академия наук законодательно стала
главной экспертной организацией. Но не в этом состоит ее ключевая роль, считает
председатель СМУ РАН. Андрей Котельников подчеркнул, что основная функция
Академии наук — это поддержание связей между поколениями, а также между
странами, в том числе между бывшими советскими республиками: «Те связи, которые
были созданы Академией наук, никак нельзя разорвать».
Любовь Котова, старший научный сотрудник Физико-технического
института имени А. Ф. Иоффе, представила свой институт как колыбель советской
физики, которую Абрам Иоффе основал вместе со своими учениками, впоследствии
ставшими великими российскими физиками и даже Нобелевскими лауреатами.. По
словам Котовой, сегодня институт поддерживает свои научные традиции, поэтому и
сейчас в учреждении много молодых ученых, кандидатов и докторов наук.
Преемственность проявляется и в том, что до сих пор в Физтехе проводятся
исследования по направлениям, заложенным еще Иоффе, включая астрофизику и
другие отрасли современной физики. Сохранилась и традиция сотрудничества теоретических
и практических физиков. Ее обеспечением занимается Совет молодых ученых,
который собирает заявки от теоретиков и экспериментаторов и помогает им найти
точки контакта. Сама Котова относит себя к числу последователей Евгения Гросса,
который заложил фундамент для экситонных спектроскопических исследований. В то
же время Котова причисляет себя к школе Жореса Алферова, который значительно
поспособствовал развитию физического отделения РАН. Теперь задача развития
научных школ стоит перед молодыми исследователями: «Каждый молодой ученый
пытается привить молодежи любовь к исследованиям, которые интересны всем и в
том числе помогают государству».
Ирина Ле-Дейген, доцент кафедры химической энзимологии химического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, рассказала о научной школе Ильи Березина,
сто лет со дня рождения которого празднуется в этом году. Березин, изначально
физический химик и эксперт по математическому моделированию, первым понял, что
ферменты — биологические катализаторы — способны значительно продвинуть
промышленность. Для создания школы энзимологии Березин тесно сотрудничал с
молодыми учеными химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, активно
поддерживал молодежные лаборатории, не боялся доверить своим постдокам
управление институтами. Именно эти традиции, заложенные Березиным, и сохранили
его научную школу.
«Научные
руководители — это научные родители»
Следующий вопрос, заданный Геннадием Красниковым, был про
становление ученого. Вдохновляют ли встречи с великими учеными на развитие и новые
результаты или наоборот — давят и угнетают из-за необходимости много работать,
чтобы превзойти учителя?
Вспоминая о замечательных ученых, с которыми он сталкивался на
своем академическом пути, Александр Воронов привел в пример Лидию Леонтьеву,
заведующую кафедрой общего менеджмента и предпринимательства МГУ имени М.В.
Ломоносова. Пройдя вместе с ним дорогу от диплома специалиста до докторской
диссертации, она заложила все принципы, на которых Воронов работает и сейчас.
Можно сказать, Леонтьева даже сформировала свою научную школу: под ее
руководством защитились 45 кандидатов, 5 докторов наук. «Очень важно найти в
жизни правильного научного руководителя и непосредственного руководителя,
который всегда будет давать зеленый свет и поддерживать в трудные моменты
жизни», — подчеркнул Воронов, называя своих руководителей «научными
родителями».
Андрей Котельников счел, что в карьере молодого ученого всегда
есть несколько источников влияния: как руководители, которые могут меняться
часто в условиях естественной ротации, так и учителя. При этом роль учителя
редко совпадает с административными управленцами. По словам Котельникова,
научный руководитель — «это человек, который должен иметь комплекс качеств,
научных, человеческих, управленческих, педагогических. Только благодаря этому у
него могут возникнуть ученики, которые будут ему благодарны». В качестве
примера он назвал Татьяну Баженову, классика физики ударных волн, которая
пережила и годы войны, и репрессии, и создание нового государства, но не
потеряла своих качеств и продолжила готовить будущее поколение физиков. Таких
людей — учителей — невозможно заменить, и Котельников призвал поддерживать их и
не давать в обиду, ведь их труд — залог работы институтов и создания нового
будущего.
Любовь Котова поделилась, что в ее жизни огромную роль сыграл
Жорес Алферов, который привил любовь к исследованиям в области физики
полупроводников. Также она выразила благодарность непосредственным
руководителям и вспомнила, как ей предложили попробовать впервые
экспериментально показать эффект, который был предсказан только теоретически
учеником Евгения Ивченко. Хотя сама Котова и является экспериментатором, в
качестве источника вдохновения она назвала именно этого ученого,
физика-теоретика. Ей запомнились его физическая эрудиция и интерес к ученикам,
который мотивировал их к развитию. Ирина Ле-Дейген рассказала о трех главных
принципах научной школы энзимологии: созидательный труд, требовательное отношение
к себе, добрые отношения с коллегами. Она вспомнила, что, когда общалась с видными
учеными научной школы, будучи студенткой, испытывала трепет: «где я — и где
светила». Однако на самом деле ученые, старшие коллеги, внимательно относились
к ней, обучали и поддерживали, и теперь уже вместе с ними Ле-Дейген выбирает
актуальные темы новых исследований.
Ориентир на
будущее
Говоря о важных принципах академической науки, Геннадий Красников
вспомнил и другие — демократичность и уважение. Однако сейчас жизнь постоянно
меняется, и адаптироваться к ней должна и наука. В связи с этим возник вопрос:
какие новые традиции должна развивать Академия наук?
Александр Воронов посчитал, что нужно и дальше активно
поддерживать научную молодежь, так как за ней стоит будущее страны. Он отметил,
что молодые ученые — это пример для всей России. В преддверии 300-летия РАН он
также пожелал Академии смелости в поддержании традиций и развитии новых
направлений: «Пусть РАН остается нашим ориентиром по жизни, и в стране, и в
мире». Воронов также высказал надежду на развитие международных контактов, так
как «наука не имеет границ». Геннадий Красников в ответ заметил, что Академия
наук продолжает сотрудничать с коллегами из 55 стран, в том числе из бывших
советских республик. Он отметил, что роль Академии наук в том числе заключается
в «сшивании» контактов между разными регионами.
Андрей Котельников заметил, что важно развивать академические
свободы как в РАН, так и на местах в институтах. Для того, чтобы молодой ученый
нашел себя, в институтах должна быть создана свободная атмосфера. В пример он
привел западные университеты, где еще несколько десятков лет была очень
строгая, бюрократическая и иерархическая структура, в которой между студентами
и профессорами лежала пропасть, однако сейчас эти границы стираются. Теперь
похожие процессы начали происходить и в России, в том числе благодаря ротациям
на административных должностях. По мнению Котельникова, ученым важно
чувствовать свободу в своей работе, чему могут поспособствовать легкие
отношения с администрацией. Это как раз и может дать импульс академическим
исследованиям. Геннадий Красников поддержал идею, сказав, что действительно
следует подумать о том, как можно организовать простое решение бюрократических
проблем.
Любовь Котова сочла необходимым развитие традиции наставничества.
Молодых ученых должны вести и курировать уже состоявшиеся исследователи.
Благодаря этому у нового поколения будет разгораться интерес, желание накопить
новый опыт. Котова призвала Академию наук к поддержке молодежных научных
лабораторий и других похожих инициатив.
Ирина Ле-Дейген также подчеркнула важность горизонтального
взаимодействия команд в разных регионах. В стране много коллективов, которые
работают над схожими тематиками или рассматривают один и тот же объект с разных
углов. Поэтому необходимо создавать новые возможности, которые объединяют
разные регионы. Геннадий Красников подтвердил, что региональная политика
действительно находится в центре внимания Академии наук, и ее вопросами
занимаются различные ее отделения. Хотя общие вопросы между регионами и бывают,
на местах встречается много специфических проблем: например, касающихся
экологической обстановки Байкала или Азовского моря, обмеления Волги и Дона. Их
нужно решать, но действительно часто требуется синергия разных научных
институтов. Их взаимодействию способствуют современные технологии.
Высказать свои пожелания смогли и слушатели из зала. Александр
Фирсов из Института высоких температур РАН поддержал инициативу Андрея
Котельникова. Он предложил сформировать рабочую группу, которая могла бы вместе
с Министерством образования и депутатами Госдумы задуматься о том, как
облегчить жизнь ученых, чтобы они могли заниматься наукой, а не думать о
решении административных проблем, касающихся закупок и документации. Геннадий
Красников пообещал рассмотреть эту ситуацию подробнее.
Немного иной вопрос поднял Алексей Озерев, директор Института
вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения РАН: какие традиции надо
сохранить? Он подчеркнул, что нужно унифицировать требования, которые
предъявляются к кандидатским диссертациям — потому что разброс между
требованиями РАН и университетов, которые меняются постоянно, путает и
деморализует ученых. Геннадий Красников подтвердил, что в ближайшее время ВАК
примет меры для решения этой проблемы. Подводя итог дискуссии, Геннадий
Красников заметил, что сейчас ситуация в стране и мире изменилась. На фоне
этого необходимо развивать свою науку, отраслевые институты, так как без них
прогресса в стране не может быть. Он выразил надежду на поддержку от
государства и на возрождение авторитета РАН у населения, особенно у молодежи,
которая захочет связать свою жизнь с наукой.