ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

11.07.2007

Источник: «Наука в Сибири», Л.Юдина

Огромная удача, когда учитель находит талантливого ученика

Среди изданий, вышедших к юбилею Сибирского отделения – книга «Преемственность» талантливого журналиста и писателя Ролена Нотмана, который 29 августа встречает свое 75-летие. В ней повествуется о видных ученых Сибири и созданных ими академических научных школах – основе развития науки.

«Любому человеку, занимающемуся наукой и достигшему в этом нелегком деле определенных успехов, очевидна роль школы, которую он прошел в своем становлении как личность, – пишет в предисловии редактора академик Вячеслав Молодин. – Огромная удача, когда учитель находит талантливого ученика (а иногда бывает и наоборот – ученик находит учителя). Удача эта заключается не только в подготовке будущего талантливого ученого – по большому счету продолжателя дела, чрезвычайно важен сам творческий симбиоз, зародившийся между лидером и его последователями. Именно такой творческий союз способен рождать новые идеи, а также, что не менее важно, выполнять огромную черновую рутинную работу, без которой не бывает научного открытия…»

Обо всем этом и ведет речь Ролен Нотман – об основателях школ и подготовке ими научной смены, о научных достижениях коллективов, нравственных принципах.

«… Наука жива до тех пор, пока в ней живы научные школы. Крепость Сибирского отделения РАН как раз в том, что ему удалось их сохранить. Ученый, сформировавшийся в научной школе и впитавший ее традиции, требования, методы исследований, никогда не будет балластом в науке, – говорит автор во вступительной главе. – … Научная школа задает такой уровень исследований, который ведет к развитию, к новому, а не к повторению достигнутого…»

В беседах Р. Нотмана с героями – откровенные высказывания на различные темы: наука и власть, наука и бизнес, наука и общество, школа и талант.

По традиции рассказ о крупных делах и событиях начинают «от печки», с первых дней, с «отцов-основателей». Представляя Новосибирский научный центр, автор, естественно, прежде всего сосредоточивает внимание на личности огромного масштаба – академике Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве, его научной школе и ее принципах, делах и достижениях Института гидродинамики, который «Дед» возглавлял. И, хотя в раскрытии образа организатора науки, выдающегося ученого и самобытного человека участвуют многие из тех, кто знал и ценил Михаила Алексеевича, первое слово предоставляется академику Льву Васильевичу Овсянникову, вслед за М. А. Лавреньтевым занявшему пост директора института и проработавшему в нем много лет.

«Научные школы – как живые организмы. Они рождаются, расцветают, процветают, а потом постепенно „вянут“ или заменяются другими научными школами. Формируется школа по обыкновению вокруг лидера, у которого есть авторитет, свежие идеи, то, что называется научным заделом. Словом, это должен быть крупный ученый и просто сильный человек… Михаил Алексеевич как раз и был таким…» Многогранность таланта академика Лаврентьева журналист и писатель Ролен Нотман подтверждает убедительными примерами в разных сферах деятельности.

Автор, посвятивший свое повествование исследованию роли научных школ, верно замечает: «Случается порой, что школа заканчивает свое существование с уходом из жизни ее лидера. Главное же достоинство Сибирского отделения РАН как раз и заключается в том, что СО сохранило научные школы, и они продолжают развиваться, несмотря на то, что обстоятельства не всегда этому благоприятствуют». А живут школы потому, что «остались ученики, не разрушены традиции, сохранилась память, не расстроилась и не исчезла аура того, кто научную школу основал и высоко поднял планку исследований и требований».

И дальше следует подробный рассказ о научных школах и их лидерах: академиках Николае Николаевиче Яненко, Андрее Михайловиче Будкере, Анатолии Васильевиче Ржанове, Сергее Алексеевиче Христиановиче, Владиславе Владиславовиче Воеводском, Николае Николаевиче Ворожцове, Георгии Константиновиче Борескове, каждый из которых – воплощение лучших человеческих качеств, образец бесконечной преданности науке; ученых-генетиках Николае Петровиче Дубинине, Дмитрии Константиновиче Беляеве и многих других, которые отстояли и возродили преследуемую науку генетику.

Мощные, масштабные фигуры ученых-геологов – академиков Андрея Алексеевича Трофимука, Владимира Степановича Соболева предстают на страницах книги во всем своем величии.

Понятно, что рассказать о всех научных школах в одном издании – задача невыполнимая: слишком объемный получился бы труд. К примеру, если повести речь об экономистах, то даже в пределах одного Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения известно несколько знаменитых научных школ. Автор сосредоточил внимание на лидерах двух из них – академиках Абеле Гезевиче Аганбегяне и Александре Григорьевиче Гранберге.

Повествование об археологах Р. Нотман начинает с академика Алексея Павловича Окладникова, основателя первоклассной, а в значительной степени и уникальной научной школы археологов Сибири, имеющей многочисленных учеников.

Первая половина книги «Преемственность», посвященная Новосибирскому научному центру – о тех, кто создавал Сибирское отделение и чьи громкие имена известны в стране, мире, а также каждому «академгородковцу» – и прошлых лет, и нынешних. Во второй части – рассказ о научных центрах Сибирского отделения: Бурятском, Иркутском, Красноярском, Томском, Якутском. Институты, отделы, лаборатории и прочие солидные структуры в них возглавляют сегодня ученики, принадлежащие к историческим школам основателей Сибирского отделения, и ученики их учеников.

«Преемственность» – продолжение жизнеописания видных ученых Сибири. Началом серии стала книга «Предназначение». Наверняка прочитать ее полезно каждому: в ней описано множество интересных фактов, событий, моментов. Причем, живо, непринужденно: беседы автора с учеными проходили, как правило, в форме круглых столов. Восстанавливать облик героев Р. Нотману помогали те, кто хорошо знал и знает этих людей – в большинстве их ученики.



©РАН 2024