РАЗЖЕЧЬ ОГОНЬ
22.02.2019
Источник: Поиск, 22.02.19
Дризе Юрий
Всю
последнюю рабочую неделю научный руководитель Института космических
исследований РАН, заведующий кафедрой
космической физики МФТИ академик Лев Зелёный занимался подготовкой
российской Лунной программы, и времени на обещанное интервью «Поиску» физически
на оставалось. Но не подводить же газету! Решение наш постоянный автор нашел нестандартное:
отправляясь в Долгопрудный на ежегодное собрание преподавателей, он захватил с
собой нашего корреспондента. Интервью состоялось в автомобиле, в буквальном
смысле на ходу. Началось оно не с Физтеха, как предполагалось, а с Бауманского
университета, где Лев Матвеевич недавно выступал на ежегодных Королёвских
чтениях:
-
Лекция называлась «Второе открытие седьмого континента» и посвящалась планам
исследования и освоения Луны, которыми ИКИ занимается вместе с Роскосмосом.
Подобные научно-популярные лекции приходится читать довольно часто: в МГУ и
Сколково, в Московском планетарии, в школах... Дел, конечно, и без того
хватает, но отказать, когда приглашают, нельзя. К выступлениям стараюсь
готовиться основательно и по возможности не повторяться. При этом учитываю
состав слушателей, чтобы не потерять аудиторию. Кстати, в «Бауманке» она была
широкая и интересная.
-
Как давно вы занимаетесь просветительством?
-
Не очень люблю это пафосное слово. Преподаю еще со студенческих времен, но,
честно признаюсь, небескорыстно. На стипендию в 45 советских рублей (и даже
повышенную - в 55) особенно не разгуляешься. Вот и приходилось подрабатывать -
готовить школьников к поступлению в вузы. Замечу, почти все мои ребята стали
студентами, причем самых престижных институтов. Запомнился Федя Борщов,
кажется, его семья была связана с торговлей, и он приносил
репетиторам-студентам бутерброды с дефицитной тогда колбасой.
-
В ИКИ, наверное, было уже не до подработки?
-
Без нее не обошлось и там, тем более что уровень наш заметно вырос: аспирантов
и малых научных сотрудников выручало общество «Знание» - за лекцию платили
целых 15 рублей.
Читал
лекции о науке на заводах и фабриках. Выступал с удовольствием: самому было
интересно передавать свой энтузиазм слушателям, тем более что рассказывать
тогда было о чем. В 1984-1986 годах состоялась едва ли не самая успешная
советская экспедиция: межпланетная автоматическая станция «Вега» после
исследования Венеры пролетела вблизи ядра кометы Галлея. Вокруг этого события
поднялся большой шум, интерес к планетам и кометам возник необычайный. И меня с
космонавтом Сашей Волковым (сейчас уже его сын стал космонавтом) послали не
куда-нибудь, а в ГДР. Мы выступали тандемом: он рассказывал о полете, из которого
только что вернулся, я - о космических автоматах и открытиях, которые с их
помощью делают ученые. Кто-то из “космического” начальства пошутил: вот, мол,
замечательный пример дружбы и сотрудничества двух ветвей космонавтики -
пилотируемой и автоматической. Однажды в Берлине в Дом советской науки и
культуры (кстати, в прошлом году мы провели там семинар молодых космических
специалистов России и ФРГ) пришли несколько тысяч человек.
-
Знаю, что вам приходилось просвещать в том числе и чиновников.
-
Да, было дело. Лет десять назад Юрий Сергеевич Осипов, тогдашний президент РАН,
отправил меня в Кремль читать лекции. Мой водитель рассказывал, как шоферы
престижных лимузинов с удивлением смотрели на простенькую институтскую машину и
спрашивали, кого он на ней возит. Сергей не растерялся: мол, академик приехал
объяснять, есть ли жизнь на Марсе.
В
Совете Федерации проводится так называемый «Час эксперта», и его председатель
Валентина Ивановна Матвиенко попросила рассказать о космосе. Одну часть
выступления я посвятил недавно запущенному аппарату «ЭкзоМарс» (он и должен
ответить на вопрос, есть ли жизнь на Марсе). Другую - вещам практическим:
зондированию Земли из космоса, которым занимается наш институт. Информация была
малоутешительная: пожары, наводнения, всевозможные катаклизмы... Напоследок
вспомнил, что Женя Лупян (замдиректора ИКИ) поведал мне нечто духоподъемное: по
данным из космоса на май 2016 года, нашу страну ожидал небывалый урожай зерновых
культур. Новость не только интересная, но и важная с экономической точки
зрения. Она попала в газеты, Интернет и вызвала негативную реакцию некоторых
моих коллег по академии - профессионалов в сельском хозяйстве. Зачем, дескать,
растрезвонил раньше времени - наземные данные этот благостный прогноз не
подтверждали. А осенью стало ясно, кто прав: урожай в том году оказался не то
чтобы большой, а огромный (не знаю, правда, как его сохранили). В качестве
компенсации за критику я получил бутылку отличного крымского коньяка.
Была
и такая история. Когда образовалось ФАНО, его возглавил Михаил Михайлович
Котюков, раньше работавший в Минфине. Он попросил меня прочитать его
сотрудникам несколько общих лекций о космосе. И однажды в главном зале
Министерства финансов, на стенах которого висели портреты всех глав ведомства
(от Канкрина до Лифшица), собрались сотрудники ФАНО и Минфина. Лекцию слушали
очень внимательно. Особенно много вопросов было о темной энергии. Думаю,
подсознательно мои слушатели связывали ее с утечкой финансов в офшорные зоны.
-
Случалось, что вопросы были вам интересны, неожиданны?
-
Первыми приходят на ум, извините, вопросы дурацкие. Самый известный: были ли
американцы на Луне? За что должны сказать «спасибо» каналу РЕН ТВ (недавно
номинированному на антипремию за пропаганду лженауки), который муссирует эту
тему. А недавно солидный профессор в эфире пошел еще дальше: он, мол, верит,
что американцы на Луне были. Но почему оттуда ушли? Не потому ли, что их «выжили»
инопланетяне?
В
«Бауманке», кстати, развернулась интересная дискуссия: нужно ли лететь на Луну?
Участников, замечу, было очень много, вплоть до дошкольников. И лучший ответ
дала школьница класса третьего-четвертого: я, говорит, знаю, зачем нужно летать
на Луну, там интересно, мы получим много новых знаний и сможем двигаться
вперед.
Раз
уж мы упомянули телевидение… Так случилось, что я видел едва ли не все передачи
замечательного пропагандиста науки Льва Николаева. И до сих пор храню кассеты с
записями многих его программ. Одна из любимейших - «Империя Королёва». И для
меня высокая честь стать лауреатом, названной в честь Льва Николаева Золотой
медали.
-
В ИКИ вы уже давно организовали пресс-службу. Во многих научных организациях
таких подразделений нет и сейчас. Считаете, правильно сделали?
-
Безусловно! Это было еще в середине нулевых годов. Со временем наша группа
развернулась - институт прославился. По числу упоминаний в прессе мы оказались
в числе лидеров среди академических институтов. Не в последнюю очередь
благодаря такой известности сейчас в ИКИ есть базовые кафедры МФТИ, МГУ и даже
Высшей школы экономики (кафедрой космической физики там я руковожу на общественных
началах). Казалось бы, где экономика и где астрофизика? Ведем переговоры с РУДН
- возможно, и там появится нечто подобное. С МАИ сотрудничаем в области зондирования
Земли, вместе решаем инженерные задачи. Студенты проходят у нас практику.
Кстати, мне очень понравились ребята из МГТУ и то, как организована там работа
по космическому направлению. А наша кафедра в МФТИ в этом году отметит свое
50-летие. Я и сам был ее выпускником и с гордостью скажу, что процентов 40-50
научных сотрудников ИКИ - питомцы моей кафедры.
Мы
много внимания уделяем и школьникам: два раза в год - 12 апреля и 4 октября (в
даты полета Гагарина и запуска первого спутника Земли) - проводим Дни открытых
дверей. Институт заполняют несколько сотен московских и подмосковных ребят.
Шумят, бегают, но слушают внимательно. И вполне искренне восхищаются нашим
музеем, где установлены макеты космических кораблей и спутников. При этом с
упоением отвинчивают на память разные гайки (мы во множестве заготовляем запасные).
Я очень ценю эти встречи.
Сегодня
ИКИ расширяется, появляются все новые задачи. Можно сказать, что работа
пресс-службы, моя деятельность как лектора и преподавателя имеют в некотором
смысле «эгоистическую» цель. Мы стремимся, чтобы талантливых молодых людей,
интересующихся космической наукой и космической техникой, приходило в нашу
отрасль как можно больше. И не так важно, будут они создавать новые мощные
ракеты, умные космические аппараты или уникальные научные приборы, - мы все
делаем одно большое дело.
Когда-то
наше космическое направление было окутано романтикой, из-за которой многие и до
меня, и после шли в эту сферу. Романтика первопроходцев, к сожалению, давно
побледнела, к тому же сейчас нечасто приходится слышать об отечественных
достижениях. Об открытиях мы, как правило, узнаем из Интернета и из статей
иностранных коллег. Поэтому так важно привлечь и удержать талантливую
мотивированную молодежь, ведь в физике, химии, биологии появляется все больше
новых заманчивых научных направлений. Для этого, считаю, вузам, занимающимся
космической тематикой, надо держаться вместе и привлекать больше «смежников» -
инженеров, техников, которых с успехом готовят МГТУ им. Баумана, МАИ,
профильные университеты в Самаре, Красноярске, Томске, других российских
городах.
В
октябре готовимся провести первую Всероссийскую конференцию по космическому
образованию, чтобы обсудить наши «цеховые» проблемы. Думаем пригласить коллег
из Белоруссии, Казахстана и Украины, хотя последние, к большому сожалению, вряд
ли смогут приехать. Как говорится, мы все в одной лодке и должны друг другу
помогать, всячески расширяя кругозор будущих теоретиков, экспериментаторов,
конструкторов, инженеров.
Два
слова о нашем Физтехе. Это замечательно, что МФТИ развивается: осваивает новые
направления, открывает оснащенные современным оборудованием лаборатории. Они
играют все бóльшую роль, несколько «затеняя» классические базовые кафедры. Моя
позиция на этот счет, признаюсь, консервативная. Раньше в Долгопрудном был
«малый» Физтех, а в Москве - «большой», развернувшийся на десятках базовых
кафедр институтов РАН и многих важнейших ведомств (включая профильный
Роскосмос). По моему мнению, этим опытом, доказавшем свою эффективность,
пренебрегать никак нельзя. Продолжается старый спор о двух моделях развития
науки - американской (университеты) и немецкой (исследовательские институты).
Очень надеюсь, что с созданием нового Министерства науки и высшего образования
это неестественное противопоставление вузовской и академической науки сменится
их интеграцией.
-
Лев Матвеевич, что для вас значит быть просветителем?
- Это часть моей основной работы. И очень важная. К тому же, повторю еще
раз: мне самому это интересно. Вспоминаю слова одного из мудрецов: обучение не
наполнение пустого сосуда, а разжигание огня. Очень точно сказано. Если есть в
тебе этот огонь и ты продолжаешь добывать новые знания, то обязательно нужно
ими делиться. Тогда дело, которому ты посвятил свою жизнь, получит продолжение.