КАК НЕРОДНЫЕ?

18.04.2008

Источник: Поиск, Подготовила Елена МОРГУНОВА

Научным библиотекам не нравится роль падчериц

Встречу с нашим корреспондентом директор Библиотеки по естественным наукам РАН профессор Николай КАЛЕНОВ начал с констатации печальных фактов. Количество читателей его библиотеки в последние годы падает прямо пропорционально сокращению штатов Российской академии наук. Уменьшается и количество выписываемых научных книг и журналов. Как живет сегодня научная библиотека - кладовая знаний, где исследователи черпают информацию для своих будущих свершений? Что она может предложить своим читателям? С какими проблемами сталкиваются работники библиотеки? Об этом наша беседа с директором БЕН РАН.

- Несколько слов о библиотечной системе БЕН, - рассказывает Н.Каленов. - Она имеет достаточно сложную структуру. Это 136 библиотек, половина которых является подразделениями центральной библиотеки, а остальные - подразделениями институтов РАН. Совокупный библиотечный фонд системы включает более 11 миллионов единиц хранения, около половины которых - иностранные издания. Библиотеки системы обслуживают 50 тысяч пользователей, из которых более 80% - сотрудники академических организаций. БЕН РАН располагает локальной вычислительной сетью, включающей более 100 компьютеров и несколько серверов. На сайте библиотеки (http: //www.benran.ru) в свободном доступе представлены сводные электронные каталоги, базы данных, электронные библиотеки. Абоненты БЕН РАН могут заказать материалы или их копии через Интернет и контролировать ход выполнения заказов. Специалисты библиотеки поддерживают на сайте указатели ресурсов Интернет по основным разделам естественных наук.

Современные методы работы используют и библиотеки институтов, входящие в систему БЕН, однако необходимо отметить, что уровни технической оснащенности библиотек в системе и, соответственно, их информационной работы существенно различаются. Мне кажется, что в РАН нужна общая программа развития библиотек, рассчитанная на несколько лет. В ее рамках должны быть проработаны принципиальные вопросы, связанные с функциями и обязанностями библиотек.

- Может ли случиться, что постепенно электронные версии книг и журналов заменят бумажные носители?

- Возможно, бумага как носитель информации в будущем и отомрет, хотя пока ни одно крупное издательство не отказалось от выпуска научных печатных изданий. Технология хранения и обеспечения доступа к информации, отраженной на бумаге, и соответствующая инфраструктура в виде библиотек отработана человечеством веками. Об электронных носителях пока этого сказать нельзя.

Мы считаем, что в академической библиотечной системе необходимо иметь по одному страховому экземпляру ведущих зарубежных научных журналов, а для обеспечения текущего информационного сопровождения научных исследований приобретать права доступа к электронным изданиям непосредственно с рабочих мест исследователей или (в случае недостатка финансовых средств) из помещений библиотек институтов.

Несколько лет назад многим казалось, что в сети Интернет можно легко добыть всю необходимую научную информацию. На самом деле на поиск нужной информации в Интернете уходит очень много времени, а наиболее важная предоставляется отнюдь не бесплатно. Библиотеки по-прежнему остаются и будут оставаться посредниками между информационными ресурсами и учеными.

- Как получается, что количество журналов, которые выписывает БЕН РАН, ежегодно уменьшается?

- С финансированием комплектования библиотеки положение близко к катастрофическому. Если в 1991 году библиотека выписывала около 2800 наименований зарубежных журналов в среднем по 3 экземпляра и столько же мы получали по международному книгообмену, то сейчас мы можем выписать лишь 180 наименований в одном экземпляре, книгообмен также сократился на порядок из-за отсутствия средств на покупку отечественных изданий для целей книгообмена. Положение несколько улучшается благодаря РФФИ, который финансирует доступ к зарубежным журналам ряда ведущих научных издательств для своих грантодержателей. Однако проблема информационного обеспечения ученых РАН остается достаточно острой. Сейчас, по нашим оценкам, на средства, которые мы получаем, можно обеспечить примерно 30% информационных потребностей ученых.

В этом году мы получили на комплектование почти на 8% меньше средств, чем в прошлом. С учетом ежегодного удорожания (отечественной литературы примерно на 17%, зарубежной - на 12%) нам опять придется резко сократить отечественную подписку. Мы уже разослали соответствующие письма директорам институтов.

- Недавно в БЕН РАН была внедрена новая экспертная система комплектования. Что она собой представляет?

- Поскольку денег на закупку литературы .выделяется мало, мы должны быть уверены, что закупаем именно ту литературу, которая нужна ученым. Поэтому создали институт экспертов, включающий в настоящее время более 480 квалифицированных специалистов из всех институтов РАН по всем отраслям естественных наук. Каждые две недели мы получаем из книжной палаты в электронном виде информацию о вышедшей отечественной литературе, выделяем из нее издания, соответствующие профилю комплектования БЕН РАН, и загружаем на сайт. Эксперты ее просматривают и оценивают по установленной системе. То же происходит с зарубежными книгами, с той разницей, что предварительную информацию о них выбирают специалисты-комплектаторы БЕН РАН из зарубежных библиографических баз данных. Полученные оценки анализируются специалистами-комплектаторами с помощью специальных программных средств, и на основе этого анализа принимается решение о том, что и для кого покупать.

- Каких еще нововведений могут ждать ваши читатели?

- Мы участвуем в качестве соисполнителя в двух программах Президиума РАН "Информатизация" (задача БЕН - сформировать библиотечный узел единого научно-информационного пространства РАН) и "Создание электронной библиотеки "Научное наследие России" - с биографиями выдающихся российских ученых, библиографией и полными текстами их наиболее значительных работ.

- Среди сотрудников БЕН РАН почти нет молодежи...

- Это одна из серьезнейших проблем не только нашей, но и других библиотек РАН. У библиотечных работников настолько низкие зарплаты, что о поступлении на работу молодых не может быть и речи. У библиотек нет в отличие от научных институтов возможностей зарабатывать дополнительные внебюджетные средства. Основные библиотечные услуги мы обязаны предоставлять бесплатно. Сотрудники библиотеки не имеют договорных работ, не пишут статей, не работают по совместительству, так как должны дежурить в читальных залах, отделах фондов. Поэтому к финансированию библиотек надо подходить несколько иначе, чем научно-исследовательских институтов. И это относится не только к заработной плате.

Огромная проблема у нас с размещением фондов. Часть из них мы держим в арендованных подвалах жилых домов, которые периодически заливают канализация и водопровод. В прошлом году из-за этого погибло около 10 тысяч экземпляров. В отделах фондов центральной библиотеки нет станции пожаротушения, нас неоднократно штрафовала пожарная инспекция. В течение многих лет мы не имеем возможности отремонтировать и привести в приличное состояние центральное здание БЕН. В ежегодном базовом финансировании, выделяемом БЕН, не учитывается значительное удорожание почтовых и транспортных расходов (а мы рассылаем литературу по многим иногородним библиотекам и развозим своим транспортом по московским).

Создается впечатление, что библиотеки находятся в РАН на положении падчериц, хотя они работают исключительно в интересах ученых и без их деятельности как хранителей и распространителей научной информации вряд ли возможно успешное проведение научных исследований.

***

Мы попросили прокомментировать ситуацию с библиотеками руководителя Финансово-экономического управления РАН Александра КОНОШЕНКО:

- Проблема содержания наших библиотек связана с финансированием Российской академии наук в целом. При общем увеличении финансирования РАН в 1, 26 раза зарплаты научным сотрудникам в связи с пилотным проектом выросли в 1, 39 раза. Однако пилотный проект не распространяется на инженеров, техников, обслуживающий персонал, который работает в академии. И если в научных учреждениях есть возможность получать доход из дополнительных источников финансирования и за счет этого поднимать уровень оплаты труда "ненаучных" работников, то в библиотеке такой возможности действительно нет. Библиотеки не выполняют договорных работ, не получают гранты фондов. Поэтому необходимость повышения зарплат "ненаучным" работникам особенно остро ощущается в таких организациях, как Библиотека по естественным наукам РАН. У них - особое положение, мы это знаем и потому в прошлом году выделили на поддержание "ненаучных" работников 40 млн. рублей по библиотекам Центральной части РАН.

Из-за пилотного проекта РАН мы заморозили, даже начали снижение почти всех незарплатных расходов, включая программу поддержки научной молодежи, обновление оборудования, комплектование библиотек. Кроме того, с 2006 года мы должны были выполнить постановление правительства и повысить степенные надбавки ученым, на которые РАН тоже не было выделено дополнительных денег, а это почти 1, 6 млрд. рублей. Все это в одном узле.

Что же касается станции пожаротушения БЕН РАН, то нужно помнить, что есть "потребности" и есть "возможности". Станция у нас обозначена в плане ремонтов. Но, кстати, общие потребности в обеспечении пожаробезопасности учреждений РАН, заявленные соответствующими службами МЧС на 2008 год, составляют более 470 млн. рублей по Центральной части РАН. В бюджете РАН эти средства не предусмотрены. Тема известная, и, безусловно, мы будем этим вопросом заниматься. Естественно, что решение проблем зависит и от того, как государство будет поддерживать академию. Мы понимаем проблемы, которые связаны с финансированием библиотеки, но, к сожалению, денег у нас немного.



©РАН 2024