Как правильно определить место страны в мире
Термин
«национальная безопасность» одним из первых употребил президент США Теодор
Рузвельт в послании к Конгрессу в 1904 году. Тогда интересами национальной безопасности
он обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США. С 1947 года
с принятием в закона «О национальной безопасности» эксперты ООН рассматривают
национальную безопасность как способность государства обеспечивать жизнедеятельность
своих граждан, оборону страны и определяют ее посредством показателей,
относящихся к экономике, продовольствию, здоровью, экологии, качеству жизни,
социальному взаимодействию и политической сфере.
В экономической
литературе наряду с национальной безопасностью используется понятие «национальная
сила». Ее характеризуют экономическая мощь страны, ее природно-географические
возможности по наращиванию экономического и оборонного потенциала, а также
обладание военной и экономической властью, способной оказывать силовое давление
на другие страны.
Один из индексов
«комплексной национальной силы» государства был разработан учеными Японии по
заказу Национального управления экономического планирования и включает,
во-первых, «способность вносить вклад в международное сообщество», то есть
иметь государственные финансово-экономические и научно-технические возможности
создавать и развивать международные социальные и экономические проекты.
Во-вторых, «способность к выживанию» в кризисных и экстремальных условиях,
которая определяется географическим положением, численностью населения,
природными ресурсами, экономической и оборонной силой государства. В-третьих,
оценка потенциала «возможного силового давления», которая характеризуется как
способность государства навязывать свои решения другим странам, подчиняя их
поведение собственным интересам.
В Конституции РФ и
различных указах Президента РФ записано, что национальная безопасность -
состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных
угроз. При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод
граждан и поддержанию достойного уровня жизни. Национальная безопасность России
является составной частью ее национальных интересов.
А каково место
России среди других стран по нацбезопасности и национальной силе? На этот
вопрос «Поиска» отвечает директор ЦЭМИ РАН Альберт БАХТИЗИН. Он возглавляет
проект по созданию программно-аналитического комплекса для оценки, мониторинга
и прогноза интегрального показателя национальной силы, поддержанный РФФИ (сейчас
- РЦНИ).
- Альберт Рауфович, в чем ценность проекта для нашей
страны и науки?
- Мы разработали
программно-аналитический комплекс (симулятор), применяя который, можно
воссоздать социально-экономическую систему и институциональную структуру
экономики России. Пользуясь этим симулятором, мы вместе с коллегами из КНР
провели расчеты последствий различных сценариев торговых конфликтов между США и
другими странами с одной стороны и Россией и Китаем с другой. Рассмотрели
различные сценарии повышения импортных пошлин со стороны США и стран ЕС на все
товары из Китая и России, а также симметричные ответные меры. Также оценили
последствия от принятия ограничительных мер в отношении товаров российского
экспорта со стороны стран ЕС.
- Понимаете,
продолжает А.Бахтизин, - моделирование и оценка показателя национальной силы
чрезвычайно важны для корректировки стратегических документов, связанных с
долгосрочным развитием страны, а также ее внешней политикой. Во многих странах
этот показатель оценивается узким кругом экспертов или в результате усредненных
опросов широкого числа респондентов. Недостаток таких подходов заключается в
субъективизме, недостоверной оценке. Например, в работе RAND (Research and
Development corporation Measuring National Power) значение национальной силы
оценивается на основе восьми групп показателей: внутренних
социально-политических, внешнеполитических, демографических, экономических,
сельскохозяйственных, энергетических, технологических и экологических. Полученные
результаты демонстрируют гегемонию США над остальным миром, а показатель
национальной силы России уступает аналогичному показателю США примерно в 10
раз.
Но далеко не все
оценки национальной силы дают схожие результаты. Формул-то для вычисления
национальной силы сейчас несколько десятков. Порой для оценки национальной силы
используется одна переменная (к примеру, площадь территории, ВВП, военные
расходы, государственные расходы, производство электроэнергии, стали и др.).
Основной аргумент в пользу такого подхода заключается в сведении к единому
показателю множества разнородных компонентов, но при этом теряется их
первоначальный смысл, а интегральное значение трудно интерпретировать в силу
субъективности набора влияющих факторов и их веса. Использование одной
переменной для измерения национальной силы является заведомым упрощением и
сильно ограничивает ее объективную оценку. Она должна быть многосторонней и
охватывать различные аспекты развития страны (социальные, экономические,
военные, территориальные и др.). Поэтому мы предложили рассчитывать уровень
национальной безопасности не только по ее отдельным компонентам, но и по
интегральным индексам, позволяющим проводить их межстрановые сопоставления одновременно
по всей совокупности факторов.
- Всякая оценка опасна ангажированностью экспертов…
- Поэтому при
расчете мы использовали методы многомерного статистического анализа, а при
формировании компонентов интегрального показателя национальной безопасности в
качестве основы были взяты индикаторы, приведенные в Стратегии национальной безопасности
России. Чтобы повысить качество оценки уровня национальной безопасности и
провести более корректное сравнение с другими странами, мы еще и расширили их перечень.
Всего использовались 28 показателей, сгруппированных по шести тематическим
блокам: ресурсы, экономика и производство (группа показателей, определяющих
уровень развития экономики страны, масштаб промышленного производства, выпуск
стратегически важных продуктов и долю трудоспособного населения); уровень жизни
населения (группа показателей, определяющих занятость, доходы, здоровье,
смертность, криминогенность обстановки, экология); развитость финансовой
системы; вооруженные силы (обороноспособность); наука и инновации (потенциал
этой сферы). Все индексы были рассчитаны для 193 государств - членов ООН,
индивидуально для каждого года в интервале с 2010-го по 2020 годы.
- Национальная безопасность прямо коррелирует с
национальной силой?
- Нет, несмотря на
схожесть расчетов, интегральные показатели национальной безопасности
принципиально отличаются от интегральных показателей национальной силы. Почему?
Потому что компоненты национальной безопасности - нормированные величины, и
если, к примеру, валовые показатели наиболее ценных природных ресурсов у России
гораздо больше, чем у других стран, то их же значения, соотнесенные с
количеством жителей, заметно снижают рейтинг нашей страны.
- Два явных мировых лидера (США и Китай) тоже имеют
немалое население.
- Да, но значения интегральных показателей США
постепенно снижаются, а у Китая за рассматриваемый период укрепились примерно в
1,6 раза. По итоговым агрегатам РФ не входит в первую десятку стран - лидеров в
сфере национальной безопасности. Безопасность России и ее пока еще высокое
место в определенных мировых рейтингах обеспечиваются ресурсной составляющей,
производством стали и зерна, а также показателями, связанными с вооруженными
силами. Но такое однобокое развитие рано или поздно неизбежно приведет к полной
деградации страны и окончательному выбыванию из числа заметных мировых игроков.
Угрожающе выглядят и показатели, связанные с ожидаемой продолжительностью
жизни, смертностью населения (как от серьезных патологий, так и от ДТП и
умышленных убийств) и экологической обстановкой. Угрозу национальной
безопасности РФ создает недостаток денежного предложения. Несмотря на усилия ЦБ
по таргетированию инфляции, индекс потребительских цен у России максимальный. И
это с учетом, по сути, искусственного сжатия денежной массы. По основному
показателю, характеризующему развитие экономики стран мира (ВВП на душу
населения), среди наших конкурентов мы находимся на предпоследнем месте.
Последняя позиция у Китая, но это связано с несопоставимо большим количеством
населения в этой стране. Учитывая темпы развития КНР, можно сделать вывод, что
это отставание временное.
- Альберт Рауфович, а какова ситуация с национальной
силой России?
- По прогнозу
Школы международных исследований Йозефа Корбеля при Денверском университете
(США), на текущий момент (2022) лидер - Китай, и к 2100 году он сильно
оторвется от остальных стран. Лидировавшие в XIX и XX веках страны - Россия,
Великобритания, Германия и Франция - к концу текущего столетия будут находиться
примерно на одном уровне, заметно уступая не только Индии, но и Нигерии.
Высокое место этой страны определяется долгосрочным демографическим рывком,
который прогнозируется многими аналитическими центрами.
- Чем в такой ситуации может помочь работа по гранту
РФФИ?
- Сопоставление
показателей национальной силы и национальной безопасности показывает, что
управление имеющимся потенциалом во всех странах далеко не всегда эффективно
(кроме явных лидеров - США и Китая). Но прогноз интегральных индексов национальной
безопасности для 193 стран - членов ООН на среднесрочный период позволит
определить место России и сделать вывод о срочных мерах для преломления нисходящих
трендов. Мы считаем, что целесообразно в дальнейшем включить модуль для расчета
индекса национальной безопасности в состав единого модельного комплекса,
увязывающего целевые индикаторы национальных проектов и позволяющего проводить
сценарные расчеты последствий принимаемых государственных управленческих
решений. Например, состав государств - лидеров по уровню национальной
безопасности значительно отличается от рейтинга стран по уровню национальной
силы, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании своего
потенциала частью наиболее сильных стран. Как я уже сказал, в мире два явных
лидера - США и Китай, но при этом Китай, лидируя по потенциалу, в 2 раза
проигрывает по уровню национальной безопасности. Следует также отметить, что
две страны - Индия и Россия, занимающие соответственно 3-е и 4-е места по
значениям национальной силы, - с позиции национальной безопасности выглядят
совсем по-другому. Так, Россия находится на 12-м месте, а Индия, которая не попала
в число лидеров, - только на 31-м. Россия в конце 2021 года находилась на 12-м
месте, хотя в 2013-2014 годах была на 10-м. Такое снижение во многом связано с
ухудшением показателей в группах «уровень жизни населения» и «наука и инновации».
- Вычисления проводились на программно-аналитическом
комплексе «МЕБИУС»?
- Да. Он был
разработан в ЦЭМИ РАН совместно со специалистами Федеральной службы охраны РФ и
компании «Яндекс». В его составе несколько блоков: демографический,
межотраслевой, крупномасштабная модель стран Евразии, система проектирования
агент-ориентированных моделей для их запуска на суперкомпьютерах. Отдельно
используем симулятор социально-экономической динамики для более 100 стран мира,
разрабатываемый совместно с компанией Guangzhou Software Co.,Ltd, национальным
суперкомпьютерным центром КНР и специалистами Академии общественных наук Китая.
Комплекс «МЕБИУС» может быть инструментом планирования, мониторинга и прогнозирования
не только социально-экономической системы России, но и других государств.
- Грант завершен. Какие выводы?
- Грант РФФИ помог
доказать давно назревшую необходимость проведения ряда преобразований, которые
открывают возможность форсированного экономического роста. Вот некоторые из
тех, что мы в ЦЭМИ РАН просчитали.
Борьба с
коррупцией. Эксперименты с соответствующей математической моделью с теневым
сектором, направленные на оценку последствий ряда незаконных финансовых
операций (уклонение от уплаты налогов, вывод финансовых активов за рубеж),
показали, что нереализованный из-за коррупции потенциал прироста ВВП ежегодно
составляет около 5-6%.
Уменьшение
ключевой ставки приводит к увеличению ВВП: при снижении ставки до 2,5% и
создании условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики ВВП
страны может ежегодно расти на дополнительные 4-5%.
Форсированное
развитие секторов, основанных на знаниях, с одной стороны, ускоряет
технологическое развитие нашей страны, а с другой - усиливает мультипликативный
эффект, оказываемый на прочие отрасли экономики, ускоряя экономический рост.
Финансовые вложения в отрасли новой экономики с позиции прироста ВВП
представляются более эффективными, нежели финансирование прочих отраслей
экономики. Так, двукратное их увеличение дает 4% дополнительного прироста ВВП
за пять лет по сравнению с инерционным вариантом развития.
Эти приоритеты
количественно оценены с использованием модельного комплекса. Ясно, что для
укрепления государственного суверенитета необходимо создание эффективных
механизмов монетизации экономики. Проведенные расчеты свидетельствуют о том,
что практически любое денежное вливание в реальный сектор приводит к приросту
ВВП в силу значительной демонетизации экономики России в настоящее время. Но
самое важное - это сбережение населения страны посредством увеличения
рождаемости, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни и
использования других механизмов преломления наблюдаемого сейчас тренда
депопуляции. Это не просто давно назревшая необходимость, а единственно
возможный путь дальнейшего развития России.