Вполне вероятно, что план создания Кунсткамеры зародился у Петра Великого во время его путешествия в страны Западной Европы в 1697–1698 годах, или даже перед поездкой, если принять во внимание тот интерес к посещению частных музеев и коллекций, который он проявлял с самого начала своего путешествия. Об этом же свидетельствуют усилия по покупке коллекций в европейских странах во время Великого посольства.
План организации музея был тесно связан со строительством новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурга, города европейского типа, основными градообразующими функциями планировки которого были фортификация, судостроение, торговля, ансамбли дворцовых и правительственных зданий. Здесь же в самом центре столицы Петр Великий планировал создание Музея и Академии.
Пока город только начинал строиться, а сам Петр жил в маленьком деревянном домике, построенном для него за три дня в мае 1703 года неподалеку от строящейся Петропавловской крепости, было невозможно думать об организации Кунсткамеры и Библиотеки. Но как только в 1714 году было завершено строительство Летнего дворца на берегу реки Фонтанки, Петр приказывает перевезти в новую столицу свои личные коллекцию и библиотеку, а также коллекции, купленные в Европе и временно хранящиеся в Аптекарской канцелярии в Москве. Все предметы бережно перевезли и разместили в Зеленом кабинете Летнего дворца.
Это помещение Летнего дворца хорошо сохранилось до наших дней. Отделка его – один из первых образцов украшения интерьера в духе новой французской моды, привезенной в Россию архитектором Ж.-Б. Леблоном. В этом кабинете, в стенных шкафах, дверцы которых застеклены квадратиками «лунного»