Вспомним, что в контракте, заключенном с Шумахером в 1724 г., оговаривалась его обязанность составлять каталоги. Один из первых рукописных каталогов, составленный Шумахером частично на немецком, частично на латыни «при первом устройстве Кунсткамеры и распределением предметов на классы», сохранился в Архиве РАН в Санкт-Петербурге [40]. В ноябре 1727 года, когда еще не все коллекции были собраны вместе, а хранились в разных местах, по повелению императора Петра II была начата работа над созданием каталога на русском языке: «Велено Ея императорским величеством кунст-каморы каталогус на российском диалекте напечатать, а самые куриозные вещи выгрыдоровать» [41]. К 1727 году в Кунсткамере уже велась работа по зарисовке хранящихся и вновь поступающих предметов. Это работа велась на протяжении всего XVIII века художниками Петербургской Академии наук.
Уникальная коллекция акварельных рисунков предметов Кунсткамеры сохранилась, к сожалению, не полностью. Однако и то, что сохранилось (около 2000 рисунков), позволяет судить о грандиозности созданного при Кунсткамере «Музея на бумаге». Идея издания каталога в 1727 г. не была осуществлена, поскольку политическая обстановка в России изменилась, а положение и Академии наук, и Кунсткамеры, несмотря на государственный статус, напрямую зависело от воли императорского двора. В этом, кстати, также одна из особенностей Петербургской Кунсткамеры. Архивные документы свидетельствуют о том, что экспонаты музея могли
быть, например, то затребованы для маскарада, то «казенные» глобус серебряный и 48 листов акварелей Марии Сибиллы Мериан взяты в кабинет Ее Императорского величества. Даже о повышении оплаты работы учеников и подмастерьев необходимо было обращаться непосредственно к первому лицу государства.
В 1727 г. на трон был возведен Петр II, внук Петра Великого, который переехал, а с ним, конечно, и весь царский двор в Москву. В Петербурге прекратилось строительство, новая столица опустела, но с приходом к власти в 1730 г. племянницы Петра I Анны Иоанновны, которая предпочла Москве Петербург, ожила. Энергичнее стала и деятельность Академии наук и Кунсткамеры. В 1730 г. был составлен Реестр вещей, книг и инструментов Петра Великого, поступившие в Кунсткамеру и Библиотеку [42]. В 1730-е–40-е гг. активно зарисовываются предметы Кунсткамеры. Готовятся к изданию