Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 21

 

Донесение И.Д. Шумахера

в Адмиралтейскую коллегию с просьбой

о выделке пергамена на адмиралтейских мельницах для рисования

курьезных вещей.

Отпуск рукой писца с подписью-автографом И.Д. Шумахера. 4 марта 1724  г.

СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 80.

Вспомним, что в контракте, заключенном с Шумахером в 1724 г., оговаривалась его обязанность составлять каталоги. Один из первых рукописных каталогов, составленный Шумахером частично на немецком, частично на латыни «при первом устройстве Кунсткамеры и распределением предметов на классы», сохранился в Архиве РАН в Санкт-Петербурге  [40]. В ноябре 1727 года, когда еще не все коллекции были собраны вместе, а хранились в разных местах, по повелению императора Петра II была начата работа над созданием каталога на русском языке: «Велено Ея императорским величеством кунст-каморы каталогус на российском диалекте напечатать, а самые куриозные вещи выгрыдоровать»  [41]. К 1727 году в Кунсткамере уже велась работа по зарисовке хранящихся и вновь поступающих предметов. Это работа велась на протяжении всего XVIII века художниками Петербургской Академии наук.

Уникальная коллекция акварельных рисунков предметов Кунсткамеры сохранилась, к сожалению, не полностью. Однако и то, что сохранилось (около 2000 рисунков), позволяет судить о грандиозности созданного при Кунсткамере «Музея на бумаге». Идея издания каталога в 1727  г. не была осуществлена, поскольку политическая обстановка в России изменилась, а положение и Академии наук, и Кунсткамеры, несмотря на государственный статус, напрямую зависело от воли императорского двора. В этом, кстати, также одна из особенностей Петербургской Кунсткамеры. Архивные документы свидетельствуют о том, что экспонаты музея могли

быть, например, то затребованы для маскарада, то «казенные» глобус серебряный и 48 листов акварелей Марии Сибиллы Мериан взяты в кабинет Ее Императорского величества. Даже о повышении оплаты работы учеников и подмастерьев необходимо было обращаться непосредственно к первому лицу государства.

В 1727  г. на трон был возведен Петр II, внук Петра Великого, который переехал, а с ним, конечно, и весь царский двор в Москву. В Петербурге прекратилось строительство, новая столица опустела, но с приходом к власти в 1730  г. племянницы Петра I Анны Иоанновны, которая предпочла Москве Петербург, ожила. Энергичнее стала и деятельность Академии наук и Кунсткамеры. В 1730  г. был составлен Реестр вещей, книг и инструментов Петра Великого, поступившие в Кунсткамеру и Библиотеку  [42]. В 1730-е–40-е  гг. активно зарисовываются предметы Кунсткамеры. Готовятся к изданию

«…каталогус на российском диалекте напечатать»
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд