Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 134

План размещения зданий на стрелке Васильевского острова с описанием. Бумага. Тушь, акварель, чернила.

37 х 31,5 см. 1750 г.

СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 749. Л. 4.

 

Лит. В — Библиотека и Кунсткамера; Лит. С — Канцелярия; лит. F — дом Демидова, где временно разместились экспонаты Кунсткамеры; лит. М — деревянный павильон, где ремонтировался глобус; лит. N — предполагаемое месторасположение нового каменного павильона для размещения глобуса и крытая галерея, ведущая к академическим зданиям.

 

5 декабря 1747 года, около пяти часов утра, в здании Кунсткамеры начался разрушительный пожар. Очаг возгорания находился в башне у западного крыла у галереи. Деревянная башня, в которой находилась обсерватория с инструментами, выгорела полностью. От Готторпского глобуса остался лишь металлический остов и дверца, которая в момент пожара хранилась отдельно от самого глобуса.

Галерея, в которой располагались шкафы с этнографическими коллекциями, также сильно пострадала и, в частности, многие привезенные участниками экспедиций предметы одежды, быта, верований народов Сибири, а также китайские вещи были уничтожены огнем. Боясь, что огонь распространится на все здание, служащие выбрасывали вещи, книги, документы из окон на снег. К.Г. Разумовский справедливо замечал, что от «скоропостижной выноски» экспонатов пострадало больше, чем от пожара. К тому же существенная часть экспонатов во время ночного переполоха была расхищена, в связи с чем был издан специальный указ, требующий возвращения вещей в Академию наук. Сохранившиеся экспонаты были перевезены в дома Демидова и Строганова, которые располагались недалеко от здания Кунсткамеры. Для восстановления музейных фондов был предпринят целый ряд мер: составлены примерные списки утраченного, которые в 1761 году разослали по губерниям с просьбой о сборе вещей и отправке их в Академию.В 1753 году был составлен список с рисунками китайских вещей, переданный отправлявшемуся в Китай академическому лекарю Ф. Елачичу. Для восстановления зоологической коллекции на аукционе в Амстердаме в 1752 году были приобретены экспонаты из второго собрания А. Себы. Экспонаты вернулись в отремонтированное здание лишь в конце 1766 года. Однако башня Кунсткамеры в ее историческом виде была восстановлена лишь через 200 лет.

 

Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд