Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 8

 

 

Л.Л. Блюментрост (1692–1755).

Литография. XIX в.

АРАН. Р. X. Оп. 1Б. Д. 159. Л. 1.

 

Собрание «натуралий» и «артифициалий» росло. Летний дворец, рассчитаный на жизнь семьи царя, а не на музейные собрания, был мал. В 1718  г. И.Д. Шумахер получает распоряжение – вещи, которые предназначены для «Куншт-каморы», положить «для сохранения» в доме Александра Кикина, или в «Кикины палаты»  [13].

После починки дома в 1719  г. Кунсткамера и Библиотека были перевезены в наскоро приспособленное для них здание. Из зимних записей 1718  г. нового лейб-медика Л.Л. Блюментроста  [14], которому было поручено «смотрение библиотеке и собранным натуральным и прочим раритетам», мы узнаем о том, что библиотека и кунсткамера имеют штат сотрудников: библиотекарь и смотритель всяких раритетов и натуралий И. Шумахер, для смотрения за натуральными вещами и перемены «винного» аптекарский гезель (помощник или ученик аптекаря) Балтазар Шталь, переплетчик Христофор Битнер с подмастерьем. Разросшееся собрание требует новых работников: по мнению смотрителя, нужен столяр, а также 4 человека для топки печей и уборки  [15]. В 1718  г. Петр посетил Кунсткамеру: «Принес с собою полкаравай окаменелого хлеба, подаренной ему в Копенгагене, где хранится другой полкаравай, также некоторой род деревянных употребляемых в Лопарии котов, которые он потребовал в замену хранившихся в кунст-камере того города русских лаптей»  [16].

С этого времени, с 1718–1719  гг., собрания Кунсткамеры становятся доступными для публики. По свидетельству Я. Штелина, Петр приказал: «поелику все в надлежащем порядке учреждено и расставлено, то впредь всякого желающего оную смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи»  [17]. Книги же из Библиотеки выдавались и раньше. Есть свидетельство, что в 1715  г. Лоренцу Лангу был выдан словарь П.  Бейля «Dictionner  critique  et  historique»  [18]. К этому времени относится и энергичное пополнение Кунсткамеры и Библиотеки. В 1717  г. в Библиотеку поступили книги А.А.  Виниуса, сподвижника и ближайшего друга Петра I, в 1718  г. в Англии приобретена библиотека Арчибальда Питкарна (1906 томов), после смерти Р.  Арескина в 1719  г. – его библиотека (2527 томов). В 1726  г. Кунсткамера пополнилась собранием натуралий (раковинами и минералами), купленным Петром еще при жизни  [19].

Из Летнего дворца в Кикины палаты
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд