Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Страница 7

 

Выписка из указа Петра I

от 13 февраля 1718 г.

о передаче родившихся монстров в каждом городе коменданту и о назначении за них платы. 1814 г. СПФ АРАН. Ф. 3. Оп. 8. Д. 2. Л. 1.  - 2.

 

  Именные указы 1704 и 1705 гг., относящиеся к Москве и московскому уезду, требовали, чтобы повивальные бабки сообщали о рождении уродливых младенцев священникам, а те в Монастырский приказ [10]. Специальным именным указом от 13 февраля 1718  г. предписывалось присылать «родившихся уродов» за вознаграждение уже в Петербург, а за утаивание их полагался штраф.

Тем же указом необходимо было и найденные в земле старые вещи (каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду), все, что «зело старо и необыкновенно», собирать и сдавать за плату  [11]. Государственный статус создаваемой Кунсткамеры несомненно являлся одной из тех особенностей, которые отличали петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного типа.

Нельзя игнорировать и тот факт, что философскую основу имело и первое направление в формировании фондов музея. Стремление собирать примеры отклонений от нормы и сосредоточение их позднее в музее не было странной прихотью царя, а шло в русле философских идей Френсиса Бэкона, изложенных им в «Новом Органоне» в 1620  г. как новая методология познания природы  [12]. Первоначальной задачей любой науки утверждалось создание своеобразного музея наблюдений и «отклоняющихся примеров», которые призваны очистить разум от «идолов», стоящих на пути познания. Бэкон призывал коллекционировать необычные явления природы вплоть до аномалий. Несомненно, что в России с идеями Бэкона были знакомы еще в первое десятилетие царствования Алексея Михайловича, совпавшего с эмиграцией в Россию высшей аристократии Шотландии, в числе которых был и Вильям Брюс, отец будущего сподвижника Петра Якоба Брюса. Генерал-фельдцейхмейстер, инженер и ученый Я. Брюс сам составил кабинет редкостей и библиотеку, которые после его смерти поступили в Кунсткамеру и в Библиотеку Академии наук. Последователем Бэкона был и уже известный нам первый смотритель Кунсткамеры Роберт Арескин. И Р. Арескин, и Я. Брюс сопровождали Петра во время его первого заграничного путешествия, и трудно представить, что те или иные посещаемые ими собрания и кабинеты натуралий и редкостей не обсуждались в кругу единомышленников.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд