Именные указы 1704 и 1705 гг., относящиеся к Москве и московскому уезду, требовали, чтобы повивальные бабки сообщали о рождении уродливых младенцев священникам, а те в Монастырский приказ [10]. Специальным именным указом от 13 февраля 1718 г. предписывалось присылать «родившихся уродов» за вознаграждение уже в Петербург, а за утаивание их полагался штраф.
Тем же указом необходимо было и найденные в земле старые вещи (каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду), все, что «зело старо и необыкновенно», собирать и сдавать за плату [11]. Государственный статус создаваемой Кунсткамеры несомненно являлся одной из тех особенностей, которые отличали петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного типа.
Нельзя игнорировать и тот факт, что философскую основу имело и первое направление в формировании фондов музея. Стремление собирать примеры отклонений от нормы и сосредоточение их позднее в музее не было странной прихотью царя, а шло в русле философских идей Френсиса Бэкона, изложенных им в «Новом Органоне» в 1620 г. как новая методология познания природы [12]. Первоначальной задачей любой науки утверждалось создание своеобразного музея наблюдений и «отклоняющихся примеров», которые призваны очистить разум от «идолов», стоящих на пути познания. Бэкон призывал коллекционировать необычные явления природы вплоть до аномалий. Несомненно, что в России с идеями Бэкона были знакомы еще в первое десятилетие царствования Алексея Михайловича, совпавшего с эмиграцией в Россию высшей аристократии Шотландии, в числе которых был и Вильям Брюс, отец будущего сподвижника Петра Якоба Брюса. Генерал-фельдцейхмейстер, инженер и ученый Я. Брюс сам составил кабинет редкостей и библиотеку, которые после его смерти поступили в Кунсткамеру и в Библиотеку Академии наук. Последователем Бэкона был и уже известный нам первый смотритель Кунсткамеры Роберт Арескин. И Р. Арескин, и Я. Брюс сопровождали Петра во время его первого заграничного путешествия, и трудно представить, что те или иные посещаемые ими собрания и кабинеты натуралий и редкостей не обсуждались в кругу единомышленников.