Первым документом, свидетельствующим, что все предметы, хранившиеся в Кунсткамере, должны были быть нарисованы, является «доношение» Марии Доротеи Гзель, датированное декабрем 1723 г.: « <…> Е.И.В. всемилостивейше соизволил указать, чрез господина лейб-медика Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста, мне быть при кунст-каморе и оную кунст-камору по классирам водяными красками смалевать». Несомненно, что издание каталога Кунсткамеры, а также рисование на дорогом пергамене хранящихся в музее коллекций имело политические мотивы: достаточно вспомнить, сколько трудов было приложено российскими дипломатами на изменение образа России в Европе и на прославление Петра как просвещенного монарха. Так по инициативе Петра I началось создание «нарисованного музея» – акварельных рисунков, выполненных художниками и учениками Рисовальной палаты Академии с предметов, реально хранившихся в Кунсткамере в первой половине XVIII в.
В ноябре 1727 г., когда еще не все коллекции были собраны вместе, по повелению императрицы Екатерины I была начата работа над созданием каталога Кунсткамеры на русском языке: «Велено Ея императорским величеством кунст-каморы каталогус на российском диалекте напечатать, а самые куриозные вещи выгрыдоровать». До этого каталог велся И.Д. Шумахером на немецком и латинском языках, что было ему вменено в обязанность контрактом 1724 г. Идея издания каталога в 1727 г. не была осуществлена. Но в 1730-е–40-е гг. предметы Кунсткамеры начинают активно зарисовываться один за другим, «по шкафам». Периодически возрождалась и идея издания гравированного каталога с изображением «древних и достопамятных куриозных кусткамерских вещей». Из запроса Ивана Соколова и Григория Качалова от 18 января 1746 г. известно, что граверам требуются