Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций, авторы каталогов
Страница 113

 

Футляры для хранения рисунков предметов Кунсткамеры были изготовлены в конце 1730-х гг. из твердого картона, сверху обтянутого коричневой кожей. В середине верхней и нижней крышек – тисненый золотом гербовый суперэкслибрис с растительным орнаментом. На второй части корешка – тисненое золотом название, на третьей - номер тома.

Футляры закрывались металлическими застежками.

СПФ АРАН.

материалы, краски и медные доски «к вырезанию кунсткамерских куриозных вещей, в поллиста 16, да три в целый лист». Подготовка гравюр была закончена в апреле 1747 г.: было вырезано 26 досок, которые мастер И. Гриммель пересматривал, и с них было отпечатано по три экземпляра, гравюры были раскрашены.

В августе 1748 года с досок было определено напечатать оттисков по 6 экземпляров на хорошей бумаге. Эти гравюры в настоящее время хранятся в Отделе истории русской культуры и в Научной библиотеке Эрмитажа, часть их находится в Институте материальной культуры РАН в Петербурге. Гравюры в Отделе истории русской культуры Эрмитажа представляют собой отдельные листы, а те, что в библиотеке, переплетены в один альбом, получивший название «Monumenta Sibirica».

В первом печатном каталоге петербургской Кунсткамеры «Musei Imperialis Petropolitani vol. 1, 2», изданном Академией наук в 1741–1745 гг. на латинском языке, среди музейных экспонатов описаны 58 томов акварельных рисунков: «Icones pictae rerum, quae in Academiae Thesauris insunt». Каждый том – это специальная размером ин-фолио коробка, имитирующая переплет книги. В настоящее время нам известно местонахождение девятнадцати коробок-футляров: тринадцать находятся в СПФ АРАН, шесть – в Государственном Эрмитаже (в пяти футлярах в Отделе нумизматики хранятся изображения нумизматической коллекции, а в шестом – в Отделе истории русского искусства, – рисунки художественных редкостей из «нарисованного музея»). Судя по описанию в каталоге, все рисунки были разделены на группы в зависимости от изображенных на них объектов.

В 1774 году комиссия при Академии наук приняла резолюцию о гравировании рисунков экспонатов Кунсткамеры. Из ведомости учета гравированных досок следует, что на складе Академии наук к 1803 году было 36 досок, сделанных «в Книгу Кунсткамерских куриозных

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд