Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 9

 

Неизвестный художник.

Компас азимутальный корабельный.

Англия. Лондон. Мастер Эдмонд Кальпепер.

Начало XVIII в.

Бумага. Акварель, тушь. 47 х 28 см.

1730-е гг.

СПФ АРАН. P. IX. Оп. 4. Д. 605. Л. 1.

В феврале 1721  г. И.Д. Шумахер был отправлен в заграничное путешествие. Инструкцией ему служил документ под названием «Пункты о том, что библиотекарю Шумахеру чрез путешествование его в Германии, Франции, Англии и Голландии учинять»  [20]. Первым пунктом записано: «Надлежит ему попечение иметь во всех кунст каморах в помянутых государствах порядок в них прилежно примечать и смотреть в чем они от его царского величества кабинета разнятся. И ежели что-нибудь обретается, что в здешней кунст каморе нет, то как возможно каким образом то получить можно»  [21]. Следующий пункт был о библиотеках, которые тоже необходимо было посещать и узнать, не продается ли где «изрядная библиотека». Шумахер должен был покупать математические, физические, медицинские («зубные» и хирургические) инструменты. По тому, как подробно и со знанием дела написана инструкция, можно предположить, что в составлении ее принимал участие сам Петр. Вернувшись в 1722  г. в Петербург, И. Шумахер написал подробный отчет о выполнении предписанных ему «Пунктов…», в котором, в частности, читаем: «В посещении музеев времени, труда и убытков я не жалел: когда о некотором услышал, то тщился оный смотреть»  [22], – но, пишет Шумахер, вряд ли найдется в Германии, Голландии, Франции и Англии музей, который Петр уже не видел бы. Царский библиотекарь, имеющий под своим смотрением большие петербургские коллекции, мог сравнивать виденное с Кунсткамерой Петра. Кабинет разных натуралиев доктора Мартини в Риге не содержит ничего чрезвычайного; в Данциге Шумахер обратил внимание на коллекцию янтаря. Его интересовало не только, что хранилось в музеях, но и как, была ли в хранении какая-либо система. Берлинский музей интересен богатыми интерьерами, «зеркалами и резною работаю украшенных покоев», но «натуралиев весьма мало обретается и без порядку». Королевский монетный кабинет и собрание антиков в Париже произвело на Шумахера более сильное впечатление, поскольку не только имеют «в великом числе нынешних монет, медалей, каменных и прочих греческих и римских антиквитетов, но и все зело порядочно расположено есть»  [23]. В Гамбурге Шумахер отметил минеральный кабинет «синдика Андерсона». Посещал он и картинные галереи.

«В посещении музеев труда не жалел»
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд