Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Страница 10
«В посещении музеев труда не жалел»

 

Анатомическая композиция Ф. Рюйша.

Рисунок Корнелиуса Гейбертса. Из  книги: 

Ruyschius Fr. Thesaurus Anatomicus…  Amstelaedami, 1691.

В одной из частных коллекций выделил ботанические собрания, особенно семян. Задачей Шумахера было не только знакомство и описание посещаемых им музеев, но и приобретения для петровской Кунсткамеры. В Амстердаме он встретился со старыми знакомыми Петра: у С. Схейнфута купил полное собрание конхилиев (т.е. раковин улиток), минералов и рисунков; у А. Себы ничего не купил, но записал, что его кабинет «превосходит в анималиях и минералах». Известный Петру еще по первому заграничному путешествию кабинет Якоба де Вильде продавался, и Шумахер в отчете подробно этот кабинет описывает. Посетил он и старого профессора Фр. Рюйша, отметив, что «нынешние препараты не в полу так хороши суть», как те, что были изготовлены раньше. Поэтому анатомическое собрание, которое имелось уже у Петра, ничто и никто превзойти уже не может.

Шумахер побывал и осмотрел публичные и частные собрания в Лейдене, Утрехте, Дельфте, Саардаме, Гааге. То, с каким знанием И.Д. Шумахер судит о самых разных собраниях, свидетельствует о том, что, работая в петербургской Кунсткамере, он к 1721  г. уже был знаком с анатомическими, зоологическими, ботаническими собраниями, коллекциями минералов, антиков, монет, медалей, живописи. Так, в Антверпене в одном из собраний он отметил особо картины Рубенса, Микеланджело, Ван Дейка, Пуссена. Помимо этого, ему было поручено смотреть, приобретать и заказывать научные инструменты. Прибыв в Париж, он осмотрел обсерваторию и находящиеся там инструменты и машины: «На обсерватории обретаются модели, инструменты математические и физические», которые Шумахер велел срисовать и описать. В Амстердаме у известного мастера Питера Мушенбрука (Petrus van Musschenbroek) он приобрел камеру обскуру, латерну магику, измерительные инструменты, которые поправил известный голландский физик профессор Схравезанд. Увидев в книге Схравезанда рисунки машин «к экспериментам механическим, статическим, гидростатическим, физическим и оптическим», дальновидный Шумахер действовал как опытный менеджер: «…многие монархи оные машины

Неизвестный художник. Два транспортира из латуни. Западная Европа (?) Первая четверть XVIII в. (?)

Бумага. Акварель, тушь. 47 х 28 см. 1730-е гг.

СПФ АРАН. P. IX. Оп. 4. Д. 614. Л. 1.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд