Страница 139
Кунсткамера в лесах.
Фрагмент рисунка из атласа Марселиуса 1725 года.
Библиотека РАН. Отдел рукописей. № 30.2.53.
До закладки здания Кунсткамеры известным европейским архитектором Андреасом Шлютером был подготовлен только эскизный проект. Многие историки Кунсткамеры склонны считать, что Петр I лично принимал участие в проектировании здания, что ему принадлежит выбор места для строительства, авторство замысла, концепция, позволяющая говорить о философском замысле организации музея, который должен был представлять некий микрокосм. При жизни Петра I у здания были возведены только стены. Царь жертвовал на строительство так называемые «кабинетные» (то есть свои личные) средства. Первоначально строительством руководил архитектор Георг Иоганн Маттарнови, который в дальнейшем и разработал новый проект здания. Маттарнови начал, но не закончил постройку Кунсткамеры (1718–1719). После его смерти с 1719 по 1724 годы работами руководил архитектор Н.Ф. Гербель. При Гербеле внешний вид здания несколько изменился по сравнению с первоначальным проектом: появились галереи, а обработка оконных проемов, выложенная в кирпичной кладке и сохранившаяся до настоящего времени, стала богаче, чем это было указано на чертеже. Ко времени смерти Н.Ф. Гербеля в 1724 году здание, а именно его башня, не было закончено, и к тому же появились угрожающие сохранности строения трещины. Сменивший Гербеля архитектор Гаэтано Киавери, бывший руководителем строительства здания с 1724 по 1727 годы, прежде всего разобрал башню и составил новый проект оформления здания. Сравнивая гравюры с архитектурными проектами Киавери и Маттарнови, можно заметить, что нижняя объемная часть башни стала выше.
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания